Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рис.1
Под воспитанием в широком педагогическом смысле понимается целенаправленный и специально организованный процесс воздействия (взаимодействия) на личность, осуществляемый в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми — педагогами. И в этом смысле, как отмечают многие ученые, в частности Г. Нойнер и Ю. К Вабанский, оно тождественно понятию «образование».
Под воспитанием в узком педагогическом смысле понима ется специальная система воспитательной работы, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности.
Под обучением понимается передача знаний, умений, навыков (ЗУНов) и формирование опыта творческой деятельности в определенной предметной области.
Из представленной схемы видно, что в реальности на личность оказывает влияние огромная масса факторов. От силы их влияния и их направленности во многом зависит то, каким образом сформируется отдельная личность.
В тоталитарных государствах воздействие на личность осуществляется не только посредством специального педагогического формирования, но и через все остальные факторы: организованные и стихийные, включая и микровоздействия (фашистская Германия, коммунистический Китай и Советский Союз). «Исторический опыт великих диктатур, — писал в свое время Д. Андреев в своей «Розе Мира», — с необыкновенной энергией и планомерностью охватывавших население громадных стран единой, строго продуманной системой воспитания и образования, неопровержимо доказал, какой силы рычаг заключен в этом пути воздействия на психику поколений. Поколения формировались все ближе к тому, что представлялось желательным для властей предержащих. Нацистская Германия, например, ухитрилась добиться своего даже на глазах одного поколения» (Андреев Д. JI. Роза Мира. М., 1993. С. 11).
В тех же случаях, когда государственное устройство не имеет столь тоталитарно жестких рамок, классическим примером формирования личности «на заказ» является воспитание и образование, получаемое в закрытых образовательных учреждениях, минимально допускающих или вовсе не допускающих влияния извне на личность, то есть жестко ограниченное рамками Воспитания как педагогического формирования (закрытые частные школы, военные школы, монастырские школы).
Другая педагогическая идея исходит из важности стихийных влияний на личность. Именно в процессе стихийных влияний проявляется активность и избирательность самой личности, вследствие отсутствия внешних принудительных воздействий. Конечно, в реальности стихийные воздействия далеко не всегда имеют такой атрибут, как отсутствие внешнего принуждения и насилия. Однако позиция естественной активности и избирательности личности рассматривает стихию именно в позитивном смысле этого слова — как свободу от нажима и принуждения и предоставление возможности личности осуществлять свободное волеизъявление и выбор. Эти представления проецируются и на воспитательно-образовательный процесс. Основная идея сводится к тому, что наиболее полное раскрытие и самореализация личности возможны лишь при такой организации образовательного процесса, которая соответствовала бы естественным условиям жизни свободного человека. Современному человеку, вследствие имеющегося у него опыта и сформированных представлений о том, что из себя должно являть воспитание и образование, такой подход может показаться утопичным, вредным, а в крайних своих проявлениях — и антигуманным. Однако обратимся к высказываниям Л. Андреева: «Ясно, что сущность государства, равно как и этический облик общества, не может быть преобразована в мгновение ока. Сразу же полный отказ от принуждения — утопия. Но этот элемент будет убывать во времени и в общественном пространстве. Всякая дисциплина слагается из элементов принуждения и сознательности, и от соотношения между собою двух этих элементов зависит тот или иной род дисциплины. Наибольшим процентом принуждения и почти полным отсутствием сознательности обладает дисциплина рабовладельческих хозяйств, тюрем и концентрационных лагерей. Немного больше процент сознательности в воинской муштре. И дальше, по мере ослабления в дисциплинарных системах элемента принуждения, возрастает и заменяет его собой категорический императив внутренней самодисциплины. На воспитании именно этого импульса построится вся новая педагогика». Думается, что предсказания великого мыслителя, хотя и очень медленно и постепенно, но оправдываются, новое понимание мира внедряется в сознание людей. Общественные изменения, сопутствующие настоящему времени, дают основание для надежд по поводу именно такого хода изменения общественного сознания. Объектом педагогики как науки, таким образом, является воспитательно-образовательный процесс.
Предмет педагогики — закономерные и устойчивые связи, существующие между воспитательно-образовательным процессом и развитием личности.
Задачи, решаемые педагогикой: 1) зачем учить и воспитывать? — задача педагогического целеполагания; 2) чему учить и воспитывать? — задача построения содержания образования и воспитания; 3) как учить и воспитывать? — задача отыскания наиболее эффективных и оптимальных средств, методов и способов образования, воспитания и контроля (педагогических технологий и приемов).
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!