Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цель: выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности.
Стимульный материал: различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты представлены три класса предметов:
· музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки и др.);
· изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.;
· спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т.п.
Диагностика проводится в 4 этапа:
1 этап: педагог предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться, и ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если реципиента первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов – 0 баллов.
2 этап: ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним инструментом + 1 балл; пробное музицирование на нескольких инструментах + 2 балла; увлеченное и продолжительное музицирование на одном - двух инструментах + 3 балла.
3 этап: процедура исследования усложняется введением «сбивающего фактора». Диагност появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например, порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который избрал ребенок самостоятельно. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносится еще + 4 балла.
4 этап: исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30 – 60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к экспериментатору, в протокол заносятся еще + 5 баллов.
Критерии оценки степени мотивационной готовности:
· Высокий уровень – 10 – 16 баллов;
· Средний уровень – 5 – 9 баллов;
· Низкий уровень – 0 – 4 балла.
«Хочу дослушать»
Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания музыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой музыки).
Поэтому после остановки музыки на кульминации исследователь обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать (доигрывать) музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности:
· проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности;
· индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация и отсутствие интереса к музыкально деятельности.
Диагностическая игра «Ладошки»
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимульный материал:
1.) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;
2.) М.Карасев «Елочка»;
3.) Детская песня «Петушок».
Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками».
Интерпретация данных:
· точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень (3 балла);
· воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);
· адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);
· неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!