Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антиутопии



Утопия — идеальное общество. описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора

Антиутопия - в художественной литературе и в общественной мысли такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества и предрекают, что любые попытки воплотить в жизнь такое обществонеизбежно ведут к катастрофическим последствиям. Искаженная, перевернутая утопия иногда называется также «дистопией»; этот термин может обозначать и представление, что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний.
Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходяткоммунизм и национал-социализм, возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанра А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир» и «Обезьяна и сущность», Дж. Оруэлла «Ферма зверей» и «1984», А. Кёстлера «Мрак в полдень», Л. Мэмфорда «Миф о машине», Р. Хейлбронера «Исследование видов человечества на будущее», М. Янга «Возвышение мерито-кратии», У. Голдинга «Повелитель мух» и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

"Мы" Замятин 20-е гг.

"О дивный новый мир" Хаксли (сатирический)

Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего (около 26 века христианской эры, а именно в 2541 году). Люди на всей Земле живут в едином государстве, общество которого — общество потребления. Люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах — человекофабриках.

Социальные, психологические, этические проблемы массового "тиражирования" человека (зародышей и взрослых людей - генетических копий-двойников) еще в 1932 году предвидел и описал О. Хаксли, в виде развернутой притчи - фантастического романа-антиутопии "О, дивный новый мир!".

"Скотный двор" Оруэлла

Вымышленной Океанией в антиутопии Оруэлла управляет Большой Брат, который - благодаря наисовершеннейшим техническим устройствам и службе надзора - контролирует всех и вся. Океания - мир исполнителей, которых с детства обучают в духе послушания, неспособности к самостоятельному мышлению, чему служат специально сконструированные язык и идеология. А в них искореняются словосочетания, подобные “политической свободе”. И хотя в 1984 году “орузлловский мир” в полной мере “не состоялся”, немало западных авторов, отодвигая “срок прихода Большого Брата”, считают, что антиутопии еще станут реальностью.

" 451 градус по фаренгейту" Рэй Бредбери

"Час быка" Иван Ефремов

социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова о путешествии людей будущего, уроженцев коммунистической Земли, на планету Торманс, где некогда бежавшие с Земли люди создали несправедливое статичное олигархическое общество

Вопросы к экзамену

1.1. Мировоззренческая сущность философии (наука и религия).
1.2. Предмет и структура философии.
1.3. Учение о бытии в классической философии.
1.4. Постклассическая онтология.
1.5. Диалектика и метафизика как методы в истории философии.
1.6. Классическая философия о материи/пространстве/времени.
1.7. Философия неклассической физики (Планк, Энштейн, Бор, Гейзенберг).
1.8. Философия сознания: категории идеальность, интенциональность и идеаторность.
1.9. Психоаналитические и трансперсональные интерпретации сознания и бессознательного (Фрейд, Адлер, Юнг, Граф).
1.10. Классическая, постклассическая и постмодернистская гносеология. Образная и эйдетическая модели.
1.11. Три концепции истины в философии.
1.12. Эпистемология. Научно-методологические этапы неклассической эпситемологии.
1.13. Феноменология как методология.
1.14. Аксиология. Категории аксиологии.
1.15. Философская герменевтика.
1.16. Философский структурализм.
1.17. Современная философия природы. «Биосфера» и «ноосфера».
1.18. Социология. Теория «социальной стратификации» и «социальной мобильности».
1.19. Философия смысла жизни: русские и западноевропейские концепции.
1.20. Парадигмы классики, постклассики и постмодернизма в философской культуре ХХ века.


2.1. Проблема генезиса философии. Хронологический и гносеологический подходы.
2.2. Восточный и западный культурные типы философской мысли.
2.3. Философские школы Древней Индии.
2.4. Философия буддизма.
2.5. Философские учения Древнего Китая.
2.6. Милетская и элеатская философские школы Древней Греции. Пифагор.
2.7. Философия софистов и Сократа.
2.8. Философия Платона.
2.9. Философия Аристотеля.
2.10. Периодизация средневековой философии. Фома Аквинский и схоластика.
2.11. Космология философии Возрождения.
2.12. Западноевропейская философия 17 века: проблемы метода и субстанции.
2.13. Философия английского сенсуализма.
2.14. Социальная философия французского Просвещения.
2.15. “Коперниковский переворот” в философии И.Канта.
2.16. “Наукоучение Фихте”.
2.17. “Трансцендентальный идеализм” Шеллинга.
2.18. Система и метод философии Гегеля.
2.19. Философия марксизма.
2.20. Иррационализм и “философия жизни” (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше).

3.1. Русская социально-философская мысль 19 века: “западники” и “славянофилы”.
3.2. Русская религиозная философия второй пол. 19 – нач. 20 вв.
3.3. Русская философия космизма.
3.4. Русская философия в эмиграции 20 в. “Русская идея” и культура.
3.5. Украинская философия сердца.
3.6. Социально-философские взгляды участников Кирилло-Мефодиевского братства.
3.7. Украинская философия истории и культуры второй пол. 19 – нач. 20 вв.
3.8. Философия неокантианства.
3.9. Философия позитивизма.
3.10. Ранний и поздний прагматизм.
3.11. “Эмпириокритицизм” и неопозитивизм (“Венский кружок”).
3.12. Немецкий и французский экзистенциализм.
3.13. Современная социальная философия 20 в. Дюркгейм и “Франкфуртская школа”.
3.14. Современная философская антропология (М.Вебер, М.Шелер).
3.15. “Социобиология” и “культурантропология” (О.Уилсон, Э.Кассирер, Э.Ротхакер, М.Ландман, Х.Ортега-и-Гассет).
3.16. Современная философия культуры (Зиммель, Ясперс, Риккерт).
3.17. Игровая концепция культуры Й.Хейзинга.
3.18. Современная философия истории (Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд).
3.19. Французская школа “Анналов” (Блок, Февр, Бродель).
3.20. Социальная философия постмодернизма. Антиутопии 20 в





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 375 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...