Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная философия постмодернизма. Антиутопии 20 в



Постмодерни́зм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа фило-софствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном самосознании стран Запада. Понятие “постмодернизма”, как основной проблемы современности, характеризующейся протии-воборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел французский философ Жан-Франсуа Лиотар.

Жан - Франсуа Лиотар (род. в 1924) одним из первых заговорил о том, что в ХХ веке человек иначе рассматривает свое время и себя в нем: он не только делит историю на "эпохи", но и ощущает парадоксальность времени, когда наше представление о времени не охватывает всех его сторон. Размытость границ между реальностью и ее отражением, представленным в тексте, характеризует "постсовременное состояние", именно так Лиотар в книге "Постсовременное состояние" (1979) определяет последнюю треть столетия. Предшествующие этапы развития культуры и цивилизации должны быть, как считает Лиотар, тщательно проанализированы. Кроме этого, необходимо скрупулезно исследовать причины, породившие те или иные феномены века, иначе они так и останутся "кошмаром истории", повторяющимся раз за разом.

Жан Бодрийар (род. в 1929) отрицательно относится к терминам постмодернизм и постструктурализм, потому что они искажены множеством поздних вульгаризованных интерпретаций. В отличие от Лиотара, Бодрийар считает, что завершилась как история, так и реальность. Конец века способствовал появлению ощущения призрачности мира, его не аутентичности жизни, что выразилось в невозможности найти авторитетное теоретическое обоснование, в отсутствии целостного восприятия.

Единство мира заменяется фрагментами, многополярностью, существованием кажимостей, фантомов, у которых нет подтверждения в реальности. Бодрийар пишет о предшествии подобий, в его терминологии - "прецессия симулякров". Единственное, что существует, это симулятивная "гиперреальность", эмблемы, модели, коды. Свою идею симуляции Бодрийар обосновывает в книге "Символический обмен и смерть" (1976), та же концепция лежит в основе книги "О соблазне" (1979).

В трактовке Бодрийара, на которого несомненное влияние оказал Ницше, "соблазн" - это очарование жизни, притягательность прекраснейших вещей, манящий обман, одна видимость, поклонение иллюзииВ книге "Прозрачность зла" (1990) Бодрийар с тревогой пишет о том, что в конце века люди, создав всемирную империю виртуальных знаков, "идеологий и удовольствий", стоят на рубеже полного освобождения во всех областях, но они не знают, что же им делать дальше.

Жак Деррида. «Деконструкция» Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем. Западная философия, по мнению Деррида, базируется на том, что он называет «логоцентризмом», согласно которому существует некая фундаментальная инстанция смысла, истины, логики (logos). Это допущение порождает иерархические различения, такие, как смысл/форма, сущность/случайность, серьезный/несерьезный, буквальный/переносный, трансцендентальный/эмпирический, где первое понятие рассматривается как первичное, а второе оказывается производным, осложняющим или раскрывающим первое. Деконструировать эти оппозиции означает прежде всего обратить иерархию, показав, что качества, относимые ко второму понятию, таковы, что именно первое понятие следует трактовать как вариант второго, а не наоборот: например, что буквальное есть не что иное, как частный случай переносного, фигурального (буквальное «забыло» о своей фигуральности).

(1) Деррида демонстрирует живучесть логоцентризма в западной мысли и неразрешимость его парадоксов, а также маловероятность его преодоления, поскольку любая критика логоцентризма опирается, в конечном счете, на логоцентрические понятия. (2) указывает на важность элементов, кажущихся маргинальными, и на зависимость систем от того, что они вытесняют и подавляют. (3) разрабатывает технику интерпретации, необычную для философии, поскольку она использует ресурсы риторики текста, и продуктивную для литературной критики, исследующей язык и его парадоксальность. (5) Наконец, работы Деррида ставят под сомнение различные понятия, на которых мы привыкли основываться, такие, как происхождение, присутствие, человеческое Я, показывая, что они скорее результаты, нежели чистые данности или основания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...