Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия культуры — направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека.
Современная версия философии культуры оформляется лишь с середины XX века.
Германская культура: 1) гегелевская 2) шилинговская 3) шпендлеровская (ницшеанская)
Георг Зиммель — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.
Культура — сложная, утонченная, наполненная субъект-объектными отношениями форма жизни, где происходит постоянный синтез субъективного развития и объективных духовных ценностей. При этом, история культуры - это бесконечный процесс возрастания ценностного содержания жизни. Всякое творчество обогащает жизнь еще одним явлением духа, но тут-то, по Зиммелю, и скрыта трагедия культуры - возможность существования противоречия между конкретным и культурным значением одного и того же объекта, - некого достижения человеческого творчества
Созданные человеком феномены "объективного духа" обладают относительной самостоятельностью по отношению к субъекту. В них всегда есть момент смысла, который автор не вкладывал, но он может быть обнаружен другими а потому их дальнейшая эволюция от нас не зависит, и "объективный дух" в состоянии эмансипироваться от общих целей культуры.
В жизни существует парадоксальный факт "чем выше свершения в различных областях, тем больше убывает их культурная ценность". Люди таких "перегруженных культур" ощущают себя как "все имеющие, и ничем не обладающие".
"кризис культуры". Характеризуя современную эпоху как высокоразвитую, он подчеркивает ее внешние достоинства: огромный рост техники науки, бытового комфорта, индустрии развлечений и т. д. Но, оценивая эти достижения, с точки зрения интересов субъективного развития людей, он вынужден определить ее как эпоху "перезрелости и утомления", что несет в себе две опасности для человека:
1)"средства жизни превосходят по своему значению ее цели" и они присваивают себе психологическое достоинство конечных целей". Поэтому интересы и надежды людей все более начинают смешаться в сторону "культуры вещей", отклоняясь от значительно более узкой задачи приобщения индивидов к культуре.
2) "объективные образования культуры обретают самостоятельное, повинующееся чисто фактическим нормам развитие и тем самым становятся не только глубоко чуждыми субъективной культуре, но и прогрессируют с такой быстротой, что она догнать их не может".
Карл Теодор Ясперс (1883-1969) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
Культура — способ бытия человека. "Природа человека - его искусственность". Кантовская трактовка культуры (искусственное, созданное людьми, результат их действий и поступков, остается внутри «природы»).
"Осевое время" — исчезновение или возникновение(?) великих культур, существовавших тысячелетия. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом. Новое, что возникает в трех великих культурах (китайской, индийской, античной) — это осознание человеком своего бытия, самого себя.
Культура, возникновение которой датируется осевым временем — в форме искусства, философии, религии — стала для человека способом преодоления открывшегося трагизма бытия. Духовное содержание культуры возникает только в диалоге между личностями как бесконечное движение к трансцендентному, культура по своему изначальному смыслу диалогична.
Культура является условием истинного существования человека. Критерием различия "истинности" человека и культуры от "неподлинных форм" существования является граница между понятиями "символ" и "шифр". Творческий исток культуры и значение языка.
Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.
Генрих Риккерт (1893-1936) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства.
Главное различие наук о природе и культуре в том, каким образом они трансформируют воздействие человека внешнего мира. Науки о природе используют номотетический ("генерализующий") метод. Науки о культуре используют "идеографический" метод (индивидуализирующий)., который дает представление об исторической культуре в неповторимом свеобразном сочетании разнородных эмпирических фактов и социально-нравственных отношений.
Существует две культуры: естественнонаучная и гуманитарная.
Культура — "то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оценимым им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности".
Явления культуры должны рассматриваться не только по отношению к ценности, но также и по отношению к оценивающему их психическому существу, потому, что ценность оценивается только психическим существом".
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!