Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Игровая концепция культуры Й. Хейзинга



Философия культуры — направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека.

Современная версия философии культуры оформляется лишь с середины XX века.

Йохан Хейзинга (1872—1945) - голландец. Игра, в концепции Хейзинга, — это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» — «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровые.

Отрицает целесообразность абстрактно-теоретического осмысления культуры, считает невозможным построение объективной и систематизированной исторической и культурологической теории. Цель и способ познания видит в выявлении основных настроений и мировоззрения эпохи, которые достигаются через "вживание" исследователя в духовную суть событий.

"Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается... В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю".

Три основные характеристики культуры как феномена:

1) равновесие между материальными и духовными ценностями, а также между различными группами ценностей;

2) в основе культурной деятельности лежат вечные метафизические идеалы как надличностные, императивные ценности, осознаваемые разумом, нравственно-эстетическим чувством.

3) "господство над природой", покорение и обуздание животных инстинктов самого человека.

Материальная культура, которая воплощает степень практического овладения человеком силами природы, исключается из сферы культурных явлений. Культура понимается как образ жизни, проникнутый нравственно-эстетическими идеалами, как способ и результат духовной деятельности. Там, где достигается равновесие ценностей, где человек чувствует себя господином своих страстей и желаний, - там существует культура. Культура как момент непосредственного бытия человека.

Искусство он считает универсальным языком культуры, образно-конкретным выражением мировоззрения своего времени. Критика государства фашистского за враждебность к интересам культуры.

Рассматривает игру как вид деятельности, как форму происхождения культуры, как обязательный элемент всякой культурной активности, как движущую силу развития культуры. Игра — экзистенциальная и читальная категория. Игра как свободное действование, обладающее собственным временем и пространством, стоящее вне обычной жизни, но полностью овладевающая участниками. Роль игры во всех культурных сферах: в поэзии, философии, науке, юриспруденции, войне, быту - во всей истории. Игра как один из культурных идеалов и одна из трансцендентных метафизических ценностей.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...