Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная социальная философия 20 в. Дюркгейм и "Франкфуртская школа"



Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сооснователь социологии. Разносит коммунизм и социализм. Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:

· социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности,

· социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

· метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные явления должны быть описаны количественно,

· важным критерием научности является объективность. Что означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов.

Его социология основывается на теории социального факта. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:

1. «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

2. социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

3. признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.

Проблема социальной солидарности. Солидарность - синоним общественного состояния.

— Общество механической солидарности (Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами)

— Общество органической солидарности (присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Становится главным источником органической солидарности)

Он выделял признаки болезни общества:

· аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),

· социальное неравенство,

· неадекватное разделение труда.

Все эти болезни, по мнению автора, могут быть преодолены силами общественной саморегуляции через профессиональные корпорации. Решающая роль в общественной интеграции отводилась идеалам и верованиям. Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общества.

Франкфуртская школа — Сквозные мотивы теории Ф. ш.— проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности (“рационализации”), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков Ф. ш. иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения.

Осн. социально-филос. тема Ф. ш.— тема “позднего капитализма” с характерной для него “фашизоидностью” (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи “индустриального об-ва”, первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в нем. социальной философии и социологии (Шельски, Фрайер).

Осн. социол. и социально-психологическая тема Ф. ш.— теоретическая концептуализация понятия “авторитарная личность” (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социол. исследования доказать, что ему действительно соответствует опред. человеческая реальность.

Осн. методологическая тема Ф. ш.— антипозитивизм, принявший самую крайнюю форму — отрицания всей “традиционной” науки (как естественной, так и социальной), расцениваемой как осн. инструмент капиталистической эксплуатации и угнетения и наиболее адекватное воплощение бурж. идеологии [1; 2].

Ф. ш. оказала большое воздействие на развитие неомарксизма. в ФРГ, США, Франции и Италии. В атмосфере “марксистского ренессанса” в зап. обществ, мысли 60-х гг., во мн. инициированного именно теоретиками Ф. ш., сложилась и пробила себе дорогу леворадик. (“критическая”) социология. Социальн-филос. концепции Ф. ш. сыграли значит, роль в идеологическом оформлении движения “новых левых” (в особенности его экстремистского крыла). Это движение, обеспечившее Ф. ш. популярность в леворадик. кругах зап.-германской, амер. и франц. интеллигенции в период подъема, в то же время привело к обострению внутр. противоречий Ф. ш. в связи с появлением среди ее представителей экстремистских и нигилистических тенденций.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 725 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...