Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурантропология



Эрнст Кассирер (1904—1976): "Если имеется какое-либо определение понятия человека, и если такое определение логически возможно вообще, то оно может быть только функциональным, а не субстанциональным... Самый характерный признак человека, основная черта, отличающая его от всех живых существ, — это... его труд. Это значит — система человеческих деятельностей, которые составляют сферу истинно человеческого. Язык, миф, религия, наука, искусство — вот основные составные части этой сферы". Ключ к пониманию человека — символ, "система символических духовных форм, которую мы и должны иметь в основании теории человека". Человек есть функция, пересечение символов — языка, мифа. Сам "символический универсум" зависит от сознания человека: "символическое мышление", затем "символическое поведение". Символы поддаются не сознанию, а истолкованию. Единственно полным определением человека может быть характеристика его как "символического животного". Человек отличается от животных тем, что имеет "символическую систему".

РОТХАКЕР Эрих (1888-1965) — немецкий философ и психолог.

Оказал большое влияние на доктрину фашизма. Цель — исследование системы "человек - мир - реальность". Человек — носитель "самоцельной активности", его сущность дана в духе, который уходит корнями в витальные процессы как порождение некоей вселенности воли.

Источник "самоцельной активности" — в его сознании. Сознание порождает дистанцию: благодаря сознанию человек выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя миру и тем самым реализует свое отличие от животного.

Ландман (50-е гг.) — Всякое материалистическое истолкование человека грешит механистическим редукционизмом. Философия Маркса есть продолжение волюнтаристской традиции Шопенгауэра: в основе духа по Шопенгауэру лежит влечение к жизни, а по Марксу — влечение к собственности.

Человек в качестве живого объекта есть объект биологической антропологии, а как существо разумное — объект антропологии разума.

"Рядом с природой и богом, или лучше: между ними, выше природы, но ниже бога лежит третьей, лежит область человека: культура". Один полюс культуры в человеке, другой в Боге.

испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) стремится выработать для человека систему ориентиров, пригодных ему в повседневной жизни, исходя из понимания человека как субъекта культуры. Выдвинув формулу: "я есть я и мои обстоятельства", он определяет человека как носителя собственного мира. Согласно Ортеге-и-Гассету, жизнь, понимаемая им как индивидуальная жизнь, является "высшей ценностью".

Ортега-и-Гассет полагал, что ориентация философии на разум вне человека исчерпала свои возможности. Поэтому он стремился найти связь между сознанием человека и его жизнью. В связи с этим, его центральным понятием является "индивидуальная жизнь человека", которое, как он считал, должно было стать основой новой философии. По его мнению, перед современной философией стоит задача: "чистый разум должен передать господство жизненному разуму". "Мы, прежде всего то, что делает из нас окружающий нас мир, потому что наша жизнь — не что иное, как наши отношения с миром".





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...