Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная философия истории (Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд)



Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий[2]. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.

Современная философия истории:

1) летописи, хронология

2) исторический процесс

3) философия истории (наука)

Основная проблема истории — источник.

Гегель формулировал категорию исторического, как поступательного движения общества.

Освальд Шпенглер (1880-1936) немецкий философ. Сформулировал свою скептическую концепцию по отношению к европоцентристской модели истории. Автор сенсационной в свое время книги «Закат Европы» (1918 г.). Утверждая, что «философии как таковой вообще не существует», так как «у каждой культуры своя философия», он заявлял о том, что его книга есть «попытка бегло набросать эскиз… нефилософской философии будущего – последней, должно быть, в Западной Европе».

Убеждение в том, что история должна быть «поименной», а не анонимной, разложенной на школы и направления. Он отказывал современным ему историкам в праве на научность, соглашаясь с Карлейлем в том, что история – это та же поэзия, лишь бы уметь рассказать.

По Шпенглеру, мировая история – это совокупность восьми самостоятельных культур, каждая из которых несет в себе определенный смысл, но не все вместе они никакого исторического смысла не имеют.

Смысл истории передается через культуру.

Понимать историю, как полагал Шпенглер, - значит быть знатоком людей в высшем смысле слова.

Главной его идеей, исходящей из его «эволюционного» понимания «всеобщей истории» как истории «полицентрического» развития культур, была идея неизбежного «заката» европейской цивилизации, очевидно возникшая под сильным эмоциональным влиянием, идущей в то время в Европе первой мировой войны. Для него гибель кайзеровской Германии «символизировала» гибель всей Европы.

Арнольд Д. Тойнби (1889 – 1975), один из основателей современной английской философии истории.

"Постижение истории".

У англичан субъектом истории является нация, общество. У немцев - государство.

19 типов общества. При этом он применяет два критерия типологии общества: характер религии и степень отдаленности от центра возникновения.

Каждый народ, история народа - одна глава книги Всемирной истории.

Цивилизация — динамическое образование эволюционного типа.

Надлом цивилизации: признаки распада единой культуры. Рим распался из-за христианства (?)

Историк должен вдохновляться стремлением, не просто узнать факты, но постигать смысл.

«Брать на себя смелость утверждать, что ныне существующее общество – итог человеческой истории, - значит настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки. Но так как подобные этнос центрические иллюзии свойственны были людям всегда, не стоит искать в них научную доказательность».

Точно также западные историки впадают в ошибку, игнорируя культуру и отождествляя политику с жизнью общества.

Исторический опыт отмечен «веками духовных взлетов и падений» и на этом пути Тойнби особое место отводил Аврааму, Моисею, Христу, которыми отмечены те точки человеческой истории, где «взгляд историка обнаруживает надломы цивилизаций». Мирные завоевания высших религий, был убежден он, значат в истории человечества значительно больше, чем все, что знала история до их появления.

Робин Джордж Коллингвуд (1889 - 1943) – известный английский историк, во Введении к своей книге «Идея истории», которую он назвал «очерком философии истории» (была опубликована после его смерти в 1946 году), записал: «в каждом случае понимание философии определяло и понимание философии истории».

История взглядов на историю.

История, прежде всего, - это «особая форма мысли». Это – «поиск», а значит история – это наука.

Человек интересен истории через его дела, а не сам по себе.

Гегель прав, что не существует истории помимо мыслящей жизни. История - это самосознание действующего сознания.

История содержится не в документах, а в сознании историка, который должен в силу своего воображения воспроизвести так, чтобы понять документы.

Хроники - труп истории.

Объектом исследования истории является мысль, заключенная в событии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 494 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...