Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная философская антропология (М.Вебер, М.Шелер)



Философская антропология – это философское течение, рассматривающее человека не просто как основное свое содержание, а ставящее проблему человека основным стержнем. Начало антропологии в философии положил немецкий философ Макс Шелер.

Макс Шелер. В ряде своих работ констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.

Шелер говорит, что человек никогда не был столь "проблематичным" как в XX веке. Основную причину такого положения человека он видит в существующем разграничении его изучения разными, малосвязанными друг с другом, направлениями антропологической мысли: теологическом, философском, естественно-научном.

Такое "растаскивание" проблемы человека не приемлемы для Шелера. В этой связи он считал необходимым создание философской антропологии, которая могла бы соединить конкретное изучение различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением.

Важнейшие положения его учения:

1) первичным в системе "человек—общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. Он пытается найти и определить сущность этого центра — персонального бытия человека, понять единичность (уникальность), самоопределяемость (свободу) и саморегуляцию (целостность) человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь (любящее бытие).

2) антагонизм личности и общества, равно как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление о человеке как существе, в котором пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами, составляющими сущность человека, являются:

— "порыв" — некое витальное ядро (это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни)

— "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения. давления от органической жизни).

Шелер считал, что качество, которое делает человека человеком, находится вне жизни в широком смысле этого слова. По его мнению — это дух. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера — это духовное существо, связанное с Богом.

Для Шелера человек является "местом встречи" мира и бога. Философская антропология должна быть, по его замыслу, всеобъемлющей наукой о человеке, призванной создать его целостный образ. Он считал, что по человеку можно изучать "макрокосмос", поскольку все формы бытия зависят от бытия человека.

Макс Вебер.

предложил иное решение проблемы изучения человека. Человеческую деятельность невозможно исследовать исходя из тех методологических принципов, которыми руководствуются естествоиспытатели. Человек наделен разумом, а его деятельность является сознательной и целенаправленной, однако изучать на этом основании социальную жизнь методом интуиции или непосредственного вживания, как предлагал Дильтей, невозможно, поскольку результаты применения такого метода глубоко субъективны.

Как указывал Вебер, социология обрабатывает материал, который дает ей история, с тем расчетом, чтобы история смогла использовать эти результаты для "причинного анализа важных в культурном отношении явлений". В понимании Вебера, история и социология вступают в неразрывную функциональную взаимосвязь.

Отправным пунктом в социологии Вебера является действующий человек. Он представляет собой "атом социальных наук", являющийся общим объектом и для истории, и для социологии, и для психологии. Он считал, что "человеческое поведение" можно назвать "действием" в социологическом значении лишь в том случае, когда "действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл".

Социология Вебера — это не просто понимающая наука, это наука, изучающая социальное действие. Оно связывается в концепции Вебера двумя моментами. Во-первых, действие представляет такое "человеческое поведение", с которым "действующий или действующие связывают некий субъективный смысл", то есть действие является мотивированным субъективно поведением. Во-вторых, отнюдь не всякое действие является социальным, а лишь такое, "которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующи-ми, отнесено к поведению других, и этим ориентировано в своем ходе".

Человек действует целерационально, когда, избрав ясную цель, он принимает во внимание внешние условия и ожидаемое поведение других людей, выбирает оптимальные средства при продвижении к этой цели. Критерием рациональности является в этом случае быстрый успех.

Человек может действовать ценностно-рационально. Он движется к цели, соразмеряя средства не только с внешним миром, но и со своими субъективными ценностями — этическими, эстетическими, религиозными, духовными. Они могут ускорить, но и тормозить это движение.

Вебер определял, что "чисто ценностно-рационально действует тот человек, который, не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религия, пиетет или важность какого-либо "дела". Ценностно-рациональное действие... есть действие в соответствии с "заповедями или требованиями", которые действующий считает предъявленными к себе".





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 738 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...