Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Французская школа "Анналов" (Блок, Февр, Бродель)



В определенном смысле третью позицию в современной философии истории представляет так называемая "школа Анналов", названная так по журналу "Анналы", выходящему во Франции с 1929 по 1940 год, который редактировали М. Блок и Л. Февр, а затем после войны - Ф. Бродель. Программа журнала, сформированная Блоком, была направлена на "глобальное" изучение социальной и материальной истории и разработку проблем исторической антропологии. "Мыслить глобально" - так коротко сформулировал эту задачу Бродель.

Книга Марка Блока (1886 -1944)

Блок рассуждал так: "наш ум по природе своей гораздо меньше стремится узнать, чем понять". Поэтому науками признаются лишь те, которые устанавливают логические связи между явлениями. Но вместе с тем: "любая наука всегда будет казаться нам неполноценной, если она рано или поздно не поможет жить лучше".

С этой точки зрения он считал, что история не есть только "наука о прошлом". По его мнению, абсурдна сама мысль о том, что "прошлое как таковое" может быть объектом науки. Предметом истории являются люди.

Общность между эпохами весьма существенна, поэтому незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но и попытки понять прошлое, не зная настоящего, столь же тщетны. Таким образом, "единственная подлинная история, возможная лишь при взаимопомощи, - это всемирная история". Всякое изучение человечества черпает свое содержание из людских свидетельств.

Он считал, что проблемы социальной психологии имеют существенное значение для исторической науки: "наивно претендовать на понимание людей, не зная, как они себя чувствовали". Человек - член социальной группы, которая в значительной мере моделирует его сознание и определяет его поступки. Ничто в человеческой истории не минует сферы мысли, представлений, эмоций и все получает от этой сферы определенную окраску. В доказательстве этой идеи - важная заслуга Блока.

История - это познание склада ума и "мировидения" людей. Человеческая мысль не оторвана от способов поведения людей, но органически входит в них и поэтому может быть обнаружена исследованием "исторической семантики", т.е. языка. Смысл своей научной деятельности он видел в преобразовании исторической науки, в обновлении ее проблематики и методов.

В центре внимания историка должны находиться человеческие группы, от малых, например, семья в различных ее формах, до больших - классов, обществ, цивилизаций.

Особый упор должен быть на изучение социальных и ментальных структур, изменения которых обнаруживаются лишь при применении к ним большого "временного масштаба". Историю творит человек. "Картина мира" определяет поведение человека, индивидуальное и коллективное.

Фернан Бродель (1902-1985) - обратился к истории "материальной цивилизации" с точки зрения "экономики". Материальная жизнь (на бытовом уровне) в которой проявляются элементы повседневности жизни. Промежутки времени — своеобразная категория измерения истории. Могут быть большими (десятилетия и более) и рассекать общество. В истории нет перерывов.

История — сумма возможностей. Понимание возможностей — задача историков.

От события к структуре, от структуры к модели.

Бродель обратил внимание на то, что капитализм создал новый образ жизни, новые типы мышления, которые сопутствуют ему. Но создал ли он новую цивилизацию, задается вопросом он и отвечает, что "это слишком сильно сказано": "цивилизация - это накопление на протяжении куда более долгого времени". Поэтому капитализм ему не кажется "последним словом исторической эволюции".





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1608 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...