Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкий и французский экзистенциализм



также философия существования — направление вфилософии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Открытие бесконечной ценности существования /экзистенции/ живой человеческой личности принадлежит датскому мыслителю Сёрену Кьеркегору /1813-1855/.

Он, как и Шопенгауэр, отвергает гегелевский рационализм, но по существенно иным причинам. Логические построения Гегеля неприемлемы для Кьеркегора, прежде всего из-за полного вытеснения индивидуального общим. Бога, считает датский философ, невозможно обнаружить с помощью общих посылок абстрактного разума. К Богу приходят в единично-личностном акте веры. Если в животном мире особь всегда подчинена роду, “ниже рода” по выражению Кьеркегора, то человеческий индивид – “ выше рода”.

Европейский экзистенцианализм: М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П.Сартра и А. Камю.

немец Мартин Хайдеггер (1889-1976),

Создатель экзистенциальной онтологии, поставивший вопрос о смысле бытия. Переосмысливает понятие “бытия” вкупе с понятием истины. Традиционно истина понималась как соответствие идеи субъекта внешнему объекту. Хайдеггер трактует истину как “несокрытость” - обнажение сущего, невозможное без бытия. С кристальной ясностью немецкий гений формулирует суть своего подхода: “Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие, а также прояснить возможность определенного сущего в качестве образца и указать подлинный путь доступа к нему”. Человек - вот неповторимое проявление бытия, единственное существо, для которого бытие является проблемой, глубоко личной, экзистенциальной проблемой.

Возрождая метафизику, отброшенную к тому времени как позитивистами, так и философами других направлений, Хайдеггер переформулирует ее основной вопрос. Вопрос – “Что есть бытие?”- он заменяет вопросом – “почему вообще есть Бытие, а не ничто?” Переживание “ничто” у человека происходит через состояние “страха”. Страх проистекает из осознания временности, “конечности” существования. “Время” и “смерть” являются важнейшими категориями хайдеггеровской онтологии. Бытие есть направленность к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время. Дазайн не может уклониться от смерти, “никто не может уклониться от смерти”, “нельзя умереть вместо другого”, потому что смерть – это всегда “моя смерть”.

Ощущение подлинной экзистенции проживается через взгляд в лицо собственной смерти. Страх перед смертью, малодушное бегство в суицид характеризует неподлинную, банальную экзистенцию - анонимность и безличность человека – толпы. Экзистенция не есть сущность, предопределенная и неизменная. Это то, чем человек решил быть. Существование человека предполагает возможность выхода за пределы себя, риск, бросок вперед.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...