Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч. год). 9 страница



Одним из основателей ЭТП является австрийский зоолог Конрад Лоренц (рож. 1903 г.). Лоренц называет познавательную способность человека «оборотной стороной зеркала», подчеркивая, что само существование человека и общества есть когнитивный процесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследовательском поведении. Его концепция эпистемологии строится на следующих основных постулатах:

1)постулат реальности (существует реальный мир, независимый от восприятия и сознания); 2)постулат структурности (реальный мир представляет собой структуры); 3)постулат непрерывности (между областями действительности существует непрерывная исторический и каузальная связь); 4)постулат о чужом сознании (существуют другие индивиды, тоже обладающие восприятием и сознанием); 5)постулат взаимодействия (наши органы аффициируются реальным миром); 6)постулат о функции мозга (мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа); 7)постулат объективности (научные высказывания должны быть объективными).

В рамках ЭТП развивал свои взгляды и французский психолог Жан Пиаже. Свою концепцию Пиаже называл «генетической эпистемологией».

Пиаже разработал концепцию стадиального развития мышления. Психолог выделял след. стадии в развитии мышления: 1)сенсорно-моторную, 2)символическую, 3)допонятийную, 4)интуитивную, 5)конкретно-операциональную и 6)формальную. Начало формирования интеллекта происходит на первой стадии, которая приходится на первые 1,5 – 2 года жизни. К четырем годам допонятийное мышление трансформируется в интуитивное, которое развивается вплоть до семи лет. С 8 до 11лет происходит формирование конкретно-операционного мышления. С 12 лет развивается формально-логическое мышление. Таким образом, в процессе развития мышления Пиаже обнаруживает четыре формы мысли: символ, предпонятие, конфигуративный образ и понятие.

В начале 60-х годов ХХ века свою оригинальную концепцию развития науки предложил Стивен Тулмин. Он прошел путь от махизма и неопозитивизма к эпистемологическому эволюционизму. Свою теорию автор изложил в работе «Человеческое понимание». Тулмин исходит из представления о двойственном характере человеческого понимания. «Человек познает, но он также и осознает то, что он познает», - утверждает он. Другими словами, исторически человеческое понимание развивается двумя дополняющими друг друга путями. Познавая мир вокруг себя, человек расширяет свое знание. Рефлектируя по поводу своей познавательной деятельности, человек углубляет свое знание.

В центре внимания Тулмина вопрос о том, каким путем развиваются и изменяются, передаются от поколения к поколению понятия, концептуальные системы. Он считает, что концептуальный аппарат напрямую зависит от конкретной исторической ситуации. Какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интеризует свой опыт, зависит, как считает Тулмин, от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить.

Тулмин подчеркивает, что «проблема человеческого понимания в ХХ веке скорее всего требует чтобы мы пришли к терминам развивающихся взаимодействий между миром человеческих идей и миром природы, причем ни один из них не является инвариантным. Вместо неизменного разума, получающего команды от низменной природы посредством неизменных принципов, мы хотели бы найти изменчивые познавательные отношения между изменяющимся человеком и изменяющейся природой»

Таким образом, Тулмин стремится создать эволюционную модель развития науки, которая строится на следующих положениях:

1) интеллектуальное содержание научной дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой – обнаруживает явную преемственность. 2) эволюция научных теорий – это непрерывный отбор концептуальных новшеств. Решающим условием для выживания инноваций становится ее вклад в установление соответствия между объяснением данного феномена и «объяснительным идеалом». 3) изменения наступают тогда, когда интеллектуальная среда позволяет «выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней. Наиболее важные изменения связаны с заменой самих матриц понимания или наиболее фундаментальных теоретических стандартов.


Вопрос 65

Фейерабенд — американский фил-ф и методолог. Говорил о существовании особого науч. метода, т.е. совокупности правил, управляющих деят-тью науки.

Его идея «теоретического реализма» утверждает, что актуальный рост знания осуществляется в результате размножения теорий, дедуктивно не связанными единым логическим основанием и использующими различные понятия и методы. Опыт есть всегда теоретически нагруженный опыт. Принцип размножения теорий разрешает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнанны.

Периоды борьбы альтернатив, по Фейерабенду, — самые плодотворные периоды. Истоки альтернативных концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых. Идею плюрализма теорий он расширяет до плюрализма традиций. В связи с этим н. как идеология научной элиты д/б лишена своего центрального места и уравнена с мифологией, религией и даже магией. В этом Ф. явл. антисциентистом. Ф. отрицает границу между ф. и н.; н., религией и мифом. Он отказывается от понятия объективности и истинности знания и подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деят-ти. Согласно Ф., в деят-ти ученых важна не истина, а «развитие индивидуальных способностей», не познание и его подлинная рациональность, а ничем не стесненное, «абсолютно» свободное поведение.

Срогий метод и исполнение всех его предписаний, с т.зр. Ф., несовместимо ни с реальной практикой науч. иссл-я, ни с творческой природой познания. Ученый д. сравнивать идеи с др. идеями, а не с опытом, и попытаться улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их. Наличие неравномерности в разв-и науч. познания позволяет говорить о хаотичности и незакономерности разв-я н. как таковой, следовательно не нужна никакая методология.

Основные идеи:

1)Теоретич. анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

2)Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «допустимо все».

3)М. использ-ть гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям, развивать науку, действуя контриндуктивно.

4)Условие совместимости неразумно, т.к. оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида.

5)Даже самая устаревшая и абсурдная теория способна улучшить наше познание.

6)Если н. существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно.

Эта характерная черта науки требует анархистской эпистемологии. Ф. пытается доказать, что в новой методологической парадигме важно трезво взглянуть на вещи и понять, чем же реально ограничен ученый. Помимо принуждений и препятствий чисто методологического характера со стороны правил и требований, ученый ограничен своим собственным арсеналом исследования, понятливостью своих коллег и соратников, материальной основой телесных, физиологических, социальных и духовных принуждений, а также прагматических приоритетов. Ф. считает, что если ученый будет руководствоваться принципом «делай, что хочешь», то его аргументы будут носить диалектический характер, т.е. будут опираться на изменяющуюся рациональность, не на фиксированное множество стандартов. С другой стороны, если ученого спросить, в чем состоит научный метод, то вряд ли последует определенный ответ. Ученые весьма редко знают, что именно они делают в процессе своих исследований.


Вопрос 66

Основателем структурализма в лингвистике по праву считается швейцарский языковед, специалист по индоевропейской группе языков Фердинанд де Соссюр (1857-1913). Исходные принципы структурной лингвистики или лингвистического структурализма были сформулированы им в изданном посмертно труде «Курс общей лингвистики» в 1916 г. Подход Соссюра к языку состоял в утверждении, что «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя» как система знаков. Включенное в эту систему слово выявляет, по Сосюру, всю свою смысловую полноту не путем выяснения его истории, а путем выявления его соотношений с другими элементами системы – словами. Взятый в единовременном срезе в определенный момент своего существования, язык как система образует совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов, что является синхроническим измерением системы. Рассмотрение же всех предшествующих состояний языка в соотнесении с его нынешним состоянием, рассматривается как диахроническое измерение системы или его история.

Из знаковой природы языка Соссюр сделал вывод, что язык является важнейшей из знаковых систем по сравнению с другими как лингвистическими, так и нелингвистическими семиотическими системами, поскольку он выступает в роли интерпретатора. Другими словами, всякая неязыковая система знаков делается доступной человеческому пониманию только при условии переложения ее на человеческий язык. Второй особенностью сосюровского структурализма является предложенная им процедура выявления значения знака. Соссюр обратил внимание на то, что порождение значения лингвистического знака, т. е. слова или термина, определяется его окружением. Это привело Соссюра к выводу, что «в языке нет ничего, кроме различий», что знак «означается» лишь соотносясь с чем-то иным, отличным от него, или, говоря языком лингвистов, образуя оппозицию другому знаку. Особую роль в становлении лингвистического структурализма сыграли деятельность Пражского лингвистического кружка, созданного в 1926 г., а также две главные школы в лингвистике: копенгагенская школа глоссемантики и иельская школа дескриптивизма.


Вопрос 67

Спецификой древнегреч. Ф. в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых греч. философов наз. "физиками" (от греч. "природа").

Гл. отличие натурФ. от естественнонучного знания состояло в том, что все познавалось через наблюдение и не было строго док-ва, а было много догадок, умозрительных заключений. Гл. вопросом раннегреческой Ф. был вопрос о первоначалах мира. (из чего все произошло).

Родоночальник греч. Ф. Фалес, рассматривал все существующие многообразие вещей и явлений природы из воды. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Аналогичные воззрения развивали Анаксимен. У Анаксимена таким первоначалом являтеся воздух. Гераклид Эфесский в кач-ве первоначала рассматривает огонь. Мир по Гераклиду упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Пифогорийцы первопричину находили в числах.

В этот период было сделано не мало попыток в создании моделей Космос. Евдокс Кникский предложил модель космоса состоящего из 27 вращающихся гомоцентричных сфер. Евдокс организовал первую греческую обсерваторию, дал описание созвездий видимых в Греции, составил каталог звездного неба.

Пифагор основал собственную философскую школу. Он впервые поставил вопрос о числовой структуре мироздания («все есть число»). Космос рассматривался пифагорейцами как упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Началом всего числового ряда является единица. Из нее исходят другие числа, точки, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела. Евклид – автор первого систематического математического труда – «Начала». Состоит из 15 книг, в содержание к-ых входит, прежде всего, изучение геометрических фигур на плоскости и учение о целых числах и дробях. Архимед. До нас дошли 5 писем Архимеда (матем. трактаты), каждый из к-ых посвящен опр-му кругу проблем: "Квадратура параболы", "О шаре и цилиндре", "О коноиде и сфероидах", "О спиралях.

Значит-ое место в ранней греч. Ф. заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит). Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых св-в вещей-их мн-ва, дв-ия и изменения. Основатель атомизма Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пр-ве, имеют опр-ую величину и форму. Продолжатель атомизма Демокрит развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм. Отсюда и вытекает факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Атомы отделяет друг от друга пустота, иначе бы они слились. Их осн. св-ом явл. дв-ие, присущее им по природе и существующее в разных формах. Сталкиваясь, атомы образуют сочетания разных вещей. След-но, причиной вещей явл-ся процесс их взаимодействия. Причину, Дем. рассм. в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы.

Аристотель считал, что истинным бытием обладает не идея, не число. Материя–это то из чего возникает вещь, но ч-бы стать вещью, материя должна принять форму. В иерархии вещей на самом 1-ом уровне после первичной материи находятся четыре стихии: Огонь, земля, воздух, вода. Стихии м. переходить друг в друга и образовывать разные вещ-ва, к-ые наз. «подобочастными» (напр., бронза, мясо и т.д.). На след. уровне находятся отдельные органы и вещи, созданные чел-ом. Ч-бы объяснить изменения в природе, Арист. вводит 4 класса причин: материальная, формальная, действующая, целевая. В связи с понятием природа Арист. дает первое опр-ие "физики": физика – наука о природе. Арист. в отличие от атомистов отрицает пустоту. Космос ограничен и имеет форму сферы, за ее пределами нет ничего. Этот космос вечен и неподвижен. Он заполнен материальными телами, образованными в подлунном мире из 4-х эл-ов: вода, воздух, огонь и земля. Пятый эл-т-эфир.

Эпоху эллинизма (4 в. до н.э.-1 в. н.э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. Центр – Александрия. Осн. чертой эллинистической культуры стал индивидуализм. Развивается атомистическая идея Эпикура. Движение атомов Эпикура вызвано не необходимостью, а обусловлено внутр. св-ом атомов-их тяжестью. Кол-во форм атома ограничено, т.к. атомы не м. обладать бесконечной тяжестью. Атомы движутся сверху вниз, но при этом могут спонтанно откланятся от вертикального перемещения. Отклонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, сплетаются, ударяются друг о друга, в рез-те чего образуется вещный мир. Архимед - подходит к методам высшей математики. Вычислял интегралы, отношение длины окружности к длине диаметра, открыл закон рычага. Архимед создал планетарий и наблюдал за движением тел. Аристарх Самосский занимался астрономическими наблюдениями. Предлагал гелиоцентрическую модель космоса. Ктесибий создает также военные метательные машины, в которых использовал силу воздуха.

Из среды римлян не вышло ни одного значительного ученого. 9-томная энциклопедия Варрона, содержавшая знания из обл. грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архетиктуры. Птолемей науку делит на практическую, поэтическую, теоретическую. Теоретические: физика, мат-ка, теология. Теорет. наукам отдавал приоритет, и больше всего мат-ке. Астрономии уделяет большое внимание. Мир – это небо, сферичен и движется как сфера. Земля мыслится сферообразно. Она расположена посреди мир в центре. Земля покоится относит. сферы неподвиж. звезд в положении точки. Клавдий Гален – врач. Больших успехов достиг в области анатомии. Трактат «О природе человека» излагает теорию темпераментов. Из 4-х кач-в и эл-ов: хол., гор., сух., влаж., происходит все прочее. Темперамент это смесь этих качеств.
Вопрос 68

В период средневековья философия развивалась приемущественно в лоне теологии. Ее осн. направления: 1)апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с пом. доводов, обращенных к разуму), 2)патристика (догматизация учений "отцов церкви", утвержавших несовместимость религиозной веры с античной философией), 3)схолостика (рац-ое обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм древнегреч. философии вытеснен теоцентризмом.

Исходная идея: все изменяемое сотворено богом из "ничего" и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и соц. бытие-рез-т божественного предопределения. Чел-к пониматеся как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел-ой личности явл. душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности.

Т.к. все на земле сотворено, то сущ-ие любой вещи опр-но свыше, след-но, она не м.б. несимволической. Моральный символизм – стремление видеть в окружающем высший смысл. Познавательная деят-ть сводится к изучению текстов Святого писания, поэтому грамотными были в основном служители церкви. Анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция.

В эту эпоху возникают университеты. Учились 6 лет, потом 2 года необх. читать лекц. на факультете под надзором наставника. Экзамен в виде публичного диспута, только после этого разреш сам-но читать лекции. Факультеты: теология, право, медицина и свободн. искусство. Последний–общеобразовательный, окончание его –обязательное усл. поступления на Высший факультет теологический.

Представителем данной эпохи явл. Р. Бекон-францинсканский монах, философ, естествоиспытатель. Считал, что схоластика д. уступить место опыту, как единственному способу поиска истины. Дает анализ припятствий, стоящих на пути истины. У невежества людей 4 причины: доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости, невежество под маской всезнайства. Есть 2 пути к знанию: 1) аргументация, к-ая дает вывод, но не избавл от сомнения, не прибавляет уверенности, поэтому истину надо искать путем эксперимента. 2) эксперимент: внешний (чувства), внутренний (опыт в свете божественного). Через внеш. мы приходим к природным истинам; через внутр. к сверхприродным. Для внеш. опыта фундамент. знание имеет мат-ка.

На Востоке в средние века наметился прогресс в обл. математ-их, физич-их, астрономич., медицинских знаний. Развитию этих знаний способствовали "Начала" Евклида, сочинения Аристотеля. В таких обл., как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, к-ый значит-но привзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

Наиболее интересен Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми. Через его "Арифметику" европейцы познакомились с десятичной сист. счисления и правилами выполнения 4-х действий над числами, записанными по этой сист. Им была написана "Книга об ал-джебр и ал-мукабала", целью к-ой было обучить искусству решений ур-ий. "Ал-джебр"-отсюда идет наз алгебра.

Аль-Канди открыл древнегреч. философию Арист. для арабов. Привел метериалистическое понимание категорий, логику, учение о познании. Выдвинул революционную идею познаваемости мира чел-им разумом, выделил 3 ступени науч. познания, к-ые надо пройти до истинного знания: логическо-математич., естественно-науч., метафизич.-философскую.

Ибн-Сина (Авицена) философ, мат-к, астроном, врач, чей "Канон врачебной науки" добился мировой практики и представляет опр-ый интерес сегодны. Отделял философию от религии. Видел в философии отдельную науку, к-ая д. обобщать достижения чел-ого разума. Причину возникн мира видел в эманации, т.е.истекании мира из божества, не по воле бога, а в силу естеств. необходимости. Дв-ие явл. св-ом материи и оно явл. первоосновой. Считал все существующее материальным. Наделял душу идеальностью и вечностью.

Ибн-Рушд (Авероэс) – философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в обл. алхимии. Его философия возникла как синтез передовой арабской философии и систематизированного учения Арист. Отверг идею творения. Мир вечен. За богом признавал первичность по отношению к материи, к-ой он придает форму. В остальном его возможности ограничены. Дв-ие – сам-ое св-во материи, закл. в ней самой. Отверг бессмертие души, бессмертен только коллективный разум. Идея о «двойственной истине» - философская и религиозная истины раздельны.

Омар Хайям-не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, философ. Эти и мн. др. выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в част. глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнешем это привело к созданию оптики

Мистицизм-это учение о божественном проникновении в чел-ое познание. Явл. хар-ой чертой эпохи Средневековья. Берет свое начало в сист. А. Аврелия: все видимо, все реально только через Бога. Всякое познание осущствляется через лучи божественного света. Свет сотворенный дает возможность познать телесные вещи, свет разума-интеллектуальные предметы, свет благодати-истинные откровения. Наиболее ярко мистицизм проявился в проваславной традиции Иоанна Богослова, Василия Великого; в католоической-Бернара Клеврвосского, Джованни Фиданца.


Вопрос 69

В эпохе Возрождения м. выделить след. направления:

1)Гуманизм (Италия 14-15 вв.) Черты: антицерковная направленность; стремление док-ть самоценность чел-ка; антропоцентризм – особое внимание к чел-ку, воспевание его силы и величия; жизнеутверждающий характер, оптимизм. Гуманистич фил-ия сливлась с лит-ой, излагалась иносказательно в худ. форме.

Петрарка считает, что чел-ая жизнь уникальна; чел-к живет не для бога, а для себя; чел-к личность свободная физич. и духовно; право выбора и право выражать себя; загробной жизни нет, чел-к бессмертен в памяти людей; чел-к должен наслажд. жизнью и т.д.

Данте и его «Божественная комедия». Воспевает христианство, но между строк высмеивает противоречия и догмы учения; признает за чел-ом как божественное так и природное начало в гармонии.

2)Неоплатонизм – идеалистическое направление фил-ии, систематизирующие учение Платона. Предложили новую картину мира, где уменьш. роль бога, а усилив зн-ие первоначальных идей. Не отрицали божеств. природу чел-ка, но рассматривали его как сам-ый микрокосм.

Позднее Возрождение (16-17 вв.). Подготовительный этап первой НР приходится на эпоху Возрождения (15-16 вв.). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: особое внимание к человеку, воспевание его силы и величия; жизнеутверждающий характер, оптимизм. Происходит разделение знания и веры (протистантизм). Чел-ий разум практич. познает природу. Поэтому первоначальное "целое" науки-это математическое естествознание, и прежде всего мех-ка.

В это время формируется новая науч. картина мира. Т.к. разум теперь применяется в практич. сфере, то труд выступает на первый план: крестьянский, ремесленный, земледелие, предпринимательство. Особую ценность преобретают технич. и науч. изобретения, всевозможные усовершенствования, к-ые способствуют облегчению труда. В сер. 15 в. немец Гутенберг изобрел книгопечатание, отлив из Меди отдельн буквы составлял строки и страницы и делал оттиски на бумаге. Изобрел печатный станок. В 1450 г. первая печатная книга. В этих усл. и возникает экспериментально-математическое естествознание.

Среди тех кто непосредственно подготовил рождение науки, был Николай Кузански идеи к-ого оказали влияние на Дж. Бруно, Л. да Винчи, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера. Он вводит принцип совпадения противоположностей-единого и бесконечного, максимума и минимума, из к-ого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, к-ые лежат в фундаменте арифметики, геомитрии, астрономии, др. знаний. Он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на док-ве. Большое внимание Н.К. придает измерительным процедурам. Им сделана попытка дать "опытное" обоснование геометрии с пом. взвешивания, к-ое явл. с его т.з. универсальным приемом. Мех-ие ср-ва измерения уравниваются с математическими док-ми, что уничтожает грань между мех-ой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой. Это те предпосылки, без к-ых не могло бы возникнуть исчисление бесконечно малых и мех-ка как математическая наука. Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, К. высказал предположение, что Земля не явл. центром Всел., а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астрономии, к-ый в дальнейшем совершил Коперник. Согласно К. ни одно тело не м.б. центром Всел. в силу ее бесконечности. Невозможно достичь полного знания. Увеличение знаний приведет к учености, но не к истинному знанию.

Начало первой глобальной НР положил польский астроном Николой Коперник. Его "переворот" имел огромное зн-ие для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В своем труде "Об обращении небесных тел" он публикует постулат, к-ый утверждает, что все небесные тела явл. сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца. В свет выходит новая гелеоцентрическая система мира: центр Всел. Солнце, а Земля одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Совершая обращение вокруг Солнца, она вращается и вокруг своей оси. Кажущиеся дв-ия планет принадлежат не им, а Земле и через ее дв-ие можно объяснить их неравномерность. Идея дв-ия как естественного св-ва небесных и земных тел-ценное достижение концепции Коперника. Кроме того, им высказана мысль о том, что дв-ие тел подчинено нек-ым общим закономерностям. Но он был улежден в конечности мироздания и считал, что Всел. где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на к-ой закреплены неподвиж. звезды.

Эти убеждения были опровергнуты датским астрономом Тихо Браге, к-ый сумел рассчитать орбиту кометы, проходившей вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, получалось, что комета д.б. натолкнуться на твердую поверхность, если бы та сущ-ла. чего не произошло. Сист. Коперника позволила уточнить длину тропического года, что привело к реформе календаря и был создан новый григорианский стиль. Впервые получила объяснение смена времен года.

Продолжателем Коперника был Дж. Бруно, к-ый был в большей степени натурфилософом, чем математиком, физиком или астрономом. Он отстаивал идею бесконечности Всел., к-ая для него была единой и неподвижной. Она не рождается, не утичтожается, не уменьшается, не увеличивается. А т.к. Всел. бесконечна, состоит из галактик, скоплений звезд, которые тоже имеют свои планетарные системы, то м.б. отменены и положения Арист., в част. о том, что вне мира нет ничего. Планеты и звезды движутся. Вселенная и Бог – одно целое. Он делает предположение, что сущ-ет мн-во миров, подобных нашему. А это уже хар-ка нового мышления.


Вопрос 70

Процесс монотонного приращения знаний был присущ для натурфилософии античности и средневековья. Однако с XVI в. характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира (научные революции.) Причем революция в науке это не кратковременное событие, а длительный исторический период.

Эти этапы в развитии фундаментальных наук можно разделить по результатам и степени их влияния на развитие науки в целом, на 1)глобальные научные революции и 2) «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означают создание новых теорий в той или иной области науки. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира.

Первая научная революция произошла в конце XV—XVI вв., ознаменовав переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Она характеризовалась возрождением культурных ценностей античности, расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Эпоха Возрождения отличалась радикальным изменением миропонимания, в следствии появления гелиоцентрического учения Николая Коперника. Он создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией. Возникло принципиально новое миропонимание, что Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбите, одновременно вращаясь и вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звездного неба. Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных, подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе». Одним из активных сторонников учения Коперника, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности Вселенной.

Вторая научная рев-я XVII века ознаменовалась рождением современной науки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер, Ньютон. В учении Галилео Галилея были заложены основы нового механистического естествознания. Он сформулировал принцип инерции. Галилей считал, истинное знание достижимо исключительно на пути изучения природы при помощи наблюдения, эксперимента, а не путем изучения текстов в рукописях античных мыслителей. Иоган Кеплер занимался поисками законов небесной механики и составлением звездных таблиц. Он разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложил способы их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем. Рене Декарт полагал, что мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Вихревые потоки, окружая все небесные тела, увлекают их и приводят в движение. Солнечная система представляет собой громадный вихрь, в центре которого находится Солнце. Вторая научная революция завершалась творчеством Исаака Ньютона. Самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Шарль Огюст Кулон (положительный и отрицательный электрические заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними). После Кулона открылась возможность построения математической теории электродинамических и магнитных явлений.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...