Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч. год). 1 страница



1. Познание как способ существования человека и общества. Виды познавательной деятельности.

2. Исторические версии происхождения науки.

3. Основные периоды развития науки и их особенности.

4. Научное познание как специфический вид деятельности.

5. Функции науки в общественном развитии.

6. Наука как знание. Критерии научного знания.

7. Понятие научной рациональности. Исторические типы научной рациональности.

8. Научная картина мира, ее структура и типы.

9. Философия науки как философское направление и философская дисциплина. Предмет философии науки.

10. Наука как социальный институт. Роль науки в современной цивилизации.

11. Наука и эзотеризм.

12. Наука и философия. Исторические формы взаимосвязи.

13. Наука и религия.

14. Наука и политика. Правовые аспекты регулирования науки.

15. Наука и мораль. Этические проблемы современной науки.

16. Наука и искусство.

17. Субъект и объект научного познания. Предмет познания.

18. Концепции истины и ее критерия в научном познании.

19. Истина и заблуждение, истина и ложь в познавательном процессе.

20. Понятие практики и ее роль в процессе познания.

21. Проблема классификации науки: исторические варианты и современное состояние.

22. Специфика естественных наук.

23. Специфика технических наук. Философский анализ техники.

24. Общефилософский анализ социального познания: субъект, объект и предмет познания, этапы развития социального познания.

25. Специфика социально-гуманитарных наук и их классификация.

26. Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.

27. Характеристика эмпирического уровня социального познания. Проблема объективности факта в социальных науках.

28. Проблема текста в социально-гуманитарных науках.

29. Понимание, интерпретация и объяснение как гносеологические процедуры.

30. Теоретико-методологические проблемы социального познания.

31. Неокантианская методология обоснования социальных наук баденской школы.

32. Герменевтика как методология и техника понимания в социально-гуманитарном познании.

33. Основные принципы общей герменевтики Ф. Шлейермахера.

34. Возникновение философской герменевтики: от В. Дильтея к Х.-Г. Гадамеру.

35. Формирование структурализма как метода социально-гуманитарного знания в трудах К. Леви-Строса.

36. Методология научного познания постструктурализма. Концепция науки М. Фуко.

37. Методология и ее задачи: классический подход. Уровни научного познания, общая характеристика.

38. Формирование неклассической науки. Основные методологические установки неклассической науки. Методология научного познания постструктурализма.

39. Формирование постнеклассической науки. Синергетика и основные методологические основания постнеклассической науки.

40. Методы эмпирического уровня научного познания.

41. Методы теоретического уровня научного познания.

42. Общелогические методы научного познания.

43. Всеобщие методы научного познания: диалектика и метафизика.

44. Конкретные методы социально-гуманитарных наук. Диалогический метод его значение для социально-гуманитарных наук.

45. Научный факт как эмпирический базис науки.

46. Научная проблема и идея как исходные формы теоретического уровня научного познания.

47. Гипотеза как форма научного познания.

48. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий.

49. Наука и техника. Исторические формы взаимосвязи и современные проблемы.

50. Сциентистское и антисциентистское направление в философии. Первый позитивизм и наука. Основные проблемы и перспективы.

51. Субъективно-идеалистическая методология эмпириокритицизма: Р. Авенариус и Э.Мах.

52. Концепция науки А. Пуанкаре.

53. Неокантианская методология науки марбургской школы.

54. Причины формирования неопозитивизма, его исторические формы, основные идеи и представители.

55. Концепция логического позитивизма Б. Рассела.

56. Основные идеи Л. Витгенштейна в обосновании неопозитивизма. Принцип верификации.

57. Философские проблемы логической семантики. Проблемы значения.

58. Лингвистический позитивизм: основные представители, проблемы.

59. Формирование постпозитивизма и концепция науки К Поппера.

60. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

61. Концепция личностного знания М. Полани.

62. Концепция тематического анализа науки Д. Холтона.

63. Концепция философии науки Т. Куна.

64. Эволюционная эпистемология С. Тулмина.

65. Плюралистическая эпистемология П. Фейерабенда.

66. Методологическое открытие Ф. Де Соссюра и формирование структурной лингвистики.

67. Возникновение и развитие античной науки. Космоцентрическая картина мира.

68. Наука и техника в условиях средневековья. Теоцентрическая картина мира.

69. Научно-технические достижения эпохи Возрождения. Антропоцентрическая картина мира.

70. Понятие научной революции, виды научных революций.

71. Философское содержание открытия Н. Коперника. Первая научная революция и ее роль в дальнейшем развитии науки.

72. Научные достижения Галилея, Декарта, Кеплера – теоретическая основа классической науки.

73. Натуральная философия И. Ньютона: основные законы классической механики и их философское содержание.

74. Механистическая картина мира – первая подлинно научная картина мира, ее основные принципы.

75. Научные достижения естествознания 19 века. Открытие новой физической реальности. Кризис классической науки.

76. Научная революция конца 19 – начала 20 века. Причины кризиса в физике и пути выхода из него.

77. Квантово-релятивистская картина мира и ее основные принципы.

78. Диалектико-материалистическое учение о материи, ее атрибутах и картине мира.

79. Научно-техническая революция середины 20 века и ее особенности.

80. Актуальные проблемы науки и философии науки 21 века.


Вопрос 1

Познание — обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его посто­янное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание как форма духовной деятельности существует в обще­стве с момента его возникновения, проходя вместе с ним определен­ные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществля­ется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных фор­мах, не возможно строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только научной сферы.

Виды познавательной деятельности:

Обыденно-практическое познание.

Его основой является опыт по­вседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистемати­ческий характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину бездоказательно. Другая его особенность — бесписьменный харак­тер. Особую форму вненаучного знания представляют знахари, целители, экст­расенсы.

Мифологическое, художественно-образное и религиозное познание.

Специфика мифологического познания заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и об­щества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались оп­ределенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных сво­их видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Религиозное познание. Его специфика состоит в способности к выходу за пределы чувствен­но осязаемой реальности и признании иного «сверхъестественного» мира. Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и соци­альным). Однако религия (как и мифология) не производила знание в систе­матической и тем более теоретической форме. Она никогда не выпол­няла и не выполняет функции производства объективного знания, но­сящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный ха­рактер. Игровое познание

В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богат­ства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. В настоящее время понятие игры широко используется в матема­тике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще приме­няются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проиг­рываются различные варианты течения сложных процессов и реше­ния научных и практических проблем. Целый ряд влиятельных на­правлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.

С методологической точки зрения игра — это прежде всего имита­ция реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особеннос­тей конкретных личностей и т.п. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ро­левые, имитационные, управленческие, исследовательские, физичес­кие и интеллектуальные и т.д. Разнообразие игр определяет и разно­образие их познавательных функций и характеристик.

Научное.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их вза­имосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действи­тельности и способствовать ее изменению. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Существенным признаком является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании опре­деленных теоретических принципов, которые и объединяют отдель­ные знания в целостную органическую систему. Для науки характерна постоянная методологическая рефлек­сия, т.е. изучение объектов, выявление их специ­фики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Научному познанию присуща строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность выводов. Специфическими средствами обоснования истинности знания в на­уке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже до­казана.


Вопрос 7

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных ре­волюций, приводит к смене типов научной рациональности. Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Впер­вые это тождество было открыто греческим философом Парменидом выделившем след. сущностные характеристики 1) под бытием понимается нечто неуничтожимое, единственное, нескончаемое во времени; 2) способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обы­денными житейскими представлениями о мире. 3) свою способность «работать» с идеальными моде­лями мышление может реализовать только в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точное и определенное значение. Определенность, точность, однозначность значений слов есть необхо­димое условие построения рационального знания. 4) мышление понималось как «созерцание, ум человеческий уму божественному». 5) основная функция разума - познании це­левой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага, наи­лучшего.

В ходе Первой научной революции XVII в сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от антично­го, но воспроизвел два глав­ных основания античной рациональности: 1) принцип тож­дества мышления и бытия, 2) идеальный план работы мыс­ли. Рассмотрим изменений, которые произошли в фило­софском понимании тождества мышления и бытия:

1) бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог. Объекты рассматривались преиму­щественно в качестве механических устройств. 2) человеческий разум потерял свое космическое изме­рение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе, и наделялся статусом суверенности. 3) не отказываясь от открытой античной философией спо­собности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр. Научная рациональность при­знала правомерность только тех идеальных конструктов, которые мож­но контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное коли­чество раз в эксперименте. 4) основным содержанием тождества мышления и бы­тия становится признание возможности отыскать такую идеальную конструкцию, которая полностью соответство­вала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. 5) наука отказалась вводить в процедуры цель вообще. Научная рациональность стала объяс­нять все явления только путем установления между ними механичес­кой причинно-следственной связи.

Вторая научная революция (конец XVIII — первая по­ловина XIX в). Произошел пе­реход от классической науки, ориентированной в основном на изуче­ние механических и физических явлений, к дисциплинарно организо­ванной науке. В науке стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности выраженному в требовани­ях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классичес­кой науки, а термин «научная метафора» поставил под вопрос возможность слов адекватно и однозначно вы­ражать содержание мышления и изучаемой им действительности.

Третья научная революция (конец XIX в. - середины XX в.) характеризуется появлением неклассического есте­ствознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии ге­нетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.

Произошли след. Изменения: 1) ученые согласились с тем, что мышление изу­чает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором (в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пре­небречь в силу слабости этого взаимодействия.)

2) так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельно­стью. 3) ученые и философы поставили вопрос о «непрозрач­ности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональ­ным сознанием. 4) стала допускаться истин­ность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описа­ний одного и того же объекта..

Четвертая научная революция (последняя треть XX столетия). Рож­дается постнеклассическая наука, объектами изучения которой стано­вятся исторически развивающиеся системы.

Основ­ные характеристики рациональности постклассического типа:

1) в постнеклассичес­кой науке историческая реконструкция как тип теоретического зна­ния стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.

2) возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика. 3) субъект познания в такой ситуации не является вне­шним наблюдателем, существование которого безразлично для объек­та: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возмож­ных состояний системы, т.е. становится главным участником проте­кающих событий. 4) постнеклассическая наука впервые обратилась к изу­чению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Это объекты экологии, медико-биологические и биотехнологические (генетическая инженерия) объекты и др. 5) изучении, объяснение и описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.


Вопрос 8

На­учная картина мира как широкая панорама знаний о природе и чело­вечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззре­ния. Основание научной картины мира составляют базовые прин­ципы многих научных дисциплин.

Научная картина мира опирается на достоверные знания, её назначение состоит в обеспечении синтеза знаний. В целом научная картина мира призвана выполнить задачу упоря­дочивания, систематизации научных данных. Она предстает как стро­гая система, обобщающая результаты различных ветвей научного по­знания, и только в этом значении имеет право на существование.

Структура научной картины мира включает центральное теоре­тическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фунда­ментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраивают­ся. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям. Научная картина мира обладает определен­ным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопле­ние знания.

Научной картины мира парадигмальна, т.е. влияет на поведение ученых, постановку и решения иссле­довательских задач. Если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаме­нуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира. Смена научной пара­дигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, ее эволюционирование, смену ее исторических форм.

Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этичес­ких правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечиваю­щих существование научной традиции.

Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располага­ет человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому перио­ду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.

Научная картина мира имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволю­ция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадиям. Класси­ческая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе коорди­нат. Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классичес­кой, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспари­вающих универсальность законов классической механики.

В неклассической картине мира воз­никает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.

В современной постнеклассической картине мира анализ обществен­ных структур предполагает исследование открытых нелинейных сис­тем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них инди­видов, локальных изменений и случайных факторов.

Включенность ценностно-целевых структур становится новой ха­рактеристикой постнеклассики. И если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся развивающихся системах. В центре внимания постнеклассики находится осмысление процессов синергетики. Синергетика изучает открытые, т. е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информа­цией, системы. Нелинейность как принцип философии науки отражает реаль­ность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным сис­темам относят такие, свойства которых определяются происходящи­ми в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия пос­леднего.

Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции на­учной картины мира является применение постаналитического спо­соба мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: историчес­кий, критико-рефлексивный и теоретический. Постаналитизм как бы заглядывает за аналитический горизонт, видит все многообразие со­временной действительности, выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эписте­мологии в социальной теории. Он предполагает учет взаимоотноше­ний научных и вненаучных факторов. Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного рацио­нального мировоззрения.


Вопрос 10

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она вне­дряется и в базисные основания отношений самих людей. Особенно значима роль науки в образовании. Роль науки в образовании распространяется на все ком­поненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, прин­ципы, формы и методы.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценно­стям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание. Образова­ние обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Изменения в науке и техни­ке диктуют необходимость изменений образовательной системы, опи­рающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной тех­ники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.

Главной функцией науки всегда являлось производство научно-теоретического знания. В современном мире именно научное знание состав­ляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения лич­ности.

Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложив­шиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Познава­тельная деятельность была всегда вплетена в бытие культуры. Отсю­да становится понятной культурная и технологическая функции на­уки, которые связаны «с обработкой и возделыванием» человека.

Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключи­тельно в окультуренных, социальных формах, принятых и существу­ющих в культуре. Индивид застает уже готовые средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.

Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и цен­ностную наполненность. Наука стоит перед лицом проблемы соци­альной ответственности за последствия научных открытий, мораль­ного и нравственного выбора.

Современная наука распола­гает определенной социальной и профессиональной организацией, раз­витой системой коммуникаций. К началу XXI в. численность ученых в мире достигла свыше 5 млн человек. Наука включает более 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализу­ет себя в функции непосредственной производительной силы, на­правленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума. Каждое новое открытие становится ос­новой для изобретения. Многообразные отрасли производства начи­нают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммер­циализируются.

Наука имеет не только положительные, но и отрицательные по­следствия своего развития, что обязывает подвергать ее результаты многократной экспертизе. Многочисленные негативные последствия промышлен­ного применения науки, когда техносфера совершенно не заботится о возможностях при­роды утилизировать все вредоносные для нее отходы. Ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия примене­ния технологических разработок.

Однако главная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то основной, конституирую­щей здание науки является функция производства истинного знания.


Вопрос 11

Наука не исчерпывает собой все виды познавательной деятельности. Современное познание включает в себя ряд видов познавательной деятельности:

Обыденное (или житейское) познание. Оно основано на наблюдении и практическом освоении природы каждым отдельным человеком, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Эта познавательная деятельность осуществляется методом проб и ошибок. Знания, добываемые таким путем, не формализуются, они передаются от поколения к поколению в устной форме. (сведения народной медицины или народной педагогики.) В них содержатся практически полезные, проверенные временем советы.

Древние греки первыми установили, что науку от всякого другого знания, которое они называли «мнениями», отличает доказательность. Для них идеальным образцом науки стала геометрия Евклида. Новый научный идеал наука открыла для себя в ХVII веке. Им стал экспериментальный метод и математическая обработка полученных результатов. Отцом этого открытия по праву считают Галилея Галилея. С формированием неклассической науки возник новый идеал науки. Теперь уже истины рассматриваются как относительные, обнаруживается их преходящий характер, устанавливается зависимость научных открытий от используемых технических средств, от общекультурной, политической, идеологической ситуации. В конце ХХ века наука в своем развитии переходит в постнеклассическую стадию, и одновременно формируется новый идеал науки и нормы научного исследования. Идеалом современной науки, во-первых, являются комплексные исследования, охватывающие весь аспект связей изучаемого явления, в том числе и социально-гуманитарные отношения. Во-вторых, в качестве необходимого уровня состояния исследований современной науки следует считать рассмотрение изучаемого явления в аспекте его самоорганизации, эволюции и саморазвития, т. е. в процессе становления.

Понимание идеалов науки и норм научного исследования позволяет провести границу между наукой и тем, что ею не является, но претендует на этот статус.

В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм. Это познание претендует на статус науки, но таковым не является. Оно часто использует научную терминологию, но в действительности несовместимо с наукой. Это прежде всего так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др. Возникнув в эпоху поздней античности и получив развитие в средние века, они не исчезли в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Этому явлению есть как гносеологические, так и социальные причины. Несмотря на рост научного знания, существует еще много «белых пятен», которые наука не в силах объяснить. Это порождает вненаучные толкования. С другой стороны, социальные кризисы способствуют росту оккультного знания. В переломные эпохи, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, спиритизм.

Принято выделять следующие формы вненаучного знания:

1)ненаучное, т. е. несистематизированное, неформализованное, входящее в противоречие с научной картиной мира; 2) паранаучное, т. е. околонаучное, несовместимое с гносеологическими стандартами науки и критериями научного знания; 3) лженаучное, т. е. использующее сознательно домыслы, предрассудки, неверные толкования явлений; 4) антинаучное, т. е. утопическое, искаженное представление о действительности; 5) псевдонаучное, т.е. некая интеллектуальная активность по поводу сенсационных положений (снежного человека, чудовища озера Лох-Несс, НЛО и пр.); 6) квазинаучное, т. е. поддерживаемое насильственными, идеологическими методами (например, лысенковщина); 7) знание паранормальных явлений.

Не все эзотерические знания равноценны и равнозначны. Нельзя не отметить, что некоторые паранаучные теории содержали в себе полезные знания. Так, в поисках «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро средневековыми исследователями были обнаружены реальные свойства металлов, что способствовало в дальнейшем формированию химии как науки. Но в сущностном своем выражении паранаучные теории не отвечают требованиям научного знания. Поиск сверхразумных средств познания, сверхъестественных сил как причин тех или иных явлений, иррационализм и мистика делают эти знания несовместимыми с научным познанием, представляющем собой высший вид познания и знания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...