Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные черты и социализация личности



Какими основными чертами характеризуется личность? Ими являются:

сознание и самосознание — возникновение и развитие сознательного отношения к миру, другим и самому себе.

Память — прошлый опыт, отложившийся в сознании

Воля — целенаправленного субъекта выступает также и ее готовность к внутренним усилиям по выполнению планов и замыслов.

телеологический (гр. telos − цель) аспект — проявляется в формировании намерений, выработке программ и жизненных целей.

ценностная ориентация — включает нравственные, этические нормы, а также эстетические идеалы.

эмоциональный мир чувств, состояний, переживаний — индивиды по-разному выражают свое отношение к различным событиям окружающей жизни в виде радости, страха, удовольствия, неудовлетворенности, надежды и т.д. Формирование эмоций у человека − необходимое условие его развития как личности. Нравственные идеалы, обязанности, нормы поведения становятся реальными мотивами поведения, только лишь став предметами устойчивых эмоциональных отношений: добро проистекает из чувствующего сердца.

Личностные черты и качества не являются врожденными, а носят прижизненный характер. Личностью не рождаются, а становятся.

Процесс становления индивида называется социализацией, т.е. его приобщением к социальному целому, обществу. В процессе социализации индивид овладевает различными формами деятельности, в совокупности составляющими определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, способы удовлетворения потребностей, нормы поведения, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле и управления глобальными системами − все это и многое другое – результат социализации. То же самое можно сказать об органах чувств и речевом аппарате. Они приобретают «человеческие» формы только лишь в рамках определенной культуры, определенных общественных отношений. Но индивид – это не восковая доска, на которой общество стремиться начертать свои символы и знаки. Индивид формируется как личность, одновременно выступая как объект и субъект общественных отношений. Это означает, что им обязательно будет произнесено первое слово и свершится первое целенаправленное действие. Происходит второе рождение человека − личностное. Формирование индивида тем более успешно, чем активнее воспроизводит он общественные отношения, начиная с простейших, чем многообразнее его деятельностные связи с обществом. Еще Аристотель отмечал, что существо, не способное вступить в общение, − или животное, или Бог. Общение − ядро, сущность личности. Происходит сложное, взаимопроникающее социальное движение от человека к обществу и наоборот.

Таким образом, личность является центром исполнения и переживания духовных актов: познавательных, волевых, эмоциональных. Понятие "Я" побуждает человека осознать свою собственную неповторимость, ощущение собственного существования, отличного от других. Высшие нравственные ценности (проявление сверхличностного духа) служат собирающим началом личностного "Я", которое носит уникальный характер. Это положение направлено против платонически гегельянского представления о некой надиндивидуальной реальности, будь то идея или мировой разум, которая только индивидуализирует себя в человеческой телесности. Личностное бытие охватывает не только сознание, но и «плоть». Поэтому личность – не просто душа, но весь человек, который осознает собственную волю и находится в определенных отношениях с другими личностями и миром в целом. Акты переживания, такие как сочувствие, просьба, благодарность, любовь, господство и т.д., выступают как отношение "Я" к другому и поэтому носят социальный, общественный характер.

29. Проблемы личности: смысл и цель жизни.

Вопрос о смысле и цели жизни возник на достаточно высокой стадии духовного развития. Смысл жизни – ценностно-духовное образование внутреннего мира человека, относящееся к высшему уровню самосознания. Смысложизненные значения присутствуют во всем составе бытия, служат морально-ценностным ориентиром в выборе всеобщих целей и собственно человеческих средств осуществления жизни, оценивают ее. Вопросом, на который отвечает смысл жизни, является вопрос – что составляет цель человеческой жизни? Ф.М.Достоевский был уверен, что без твердого убеждения, для чего следует жить, человек «скорее истребит себя, чем останется на Земле».

Необходимость смысла жизни не вызывает сомнений и является общим местом различных концепций. Но существуют и существенные различия. По-разному ставится вопрос, например, о происхождении смысложизненных значений. Сторонники религиозного подхода исходят из того, что Бог сотворив человека по своему образу и подобию, тем самым предопределил смысл его жизни, который состоит в следовании божественным заповедям, в "жизни по Христу". С точки зрения религиозных учений смысл человеческого существования заключен в самой жизни и является ее основой.

Н.Бердяев считал, что смысл жизни, связан с прогрессом общества, сотворяется самим человеком и привносится в свое существование в качестве цели для достижения будущего. Поскольку в каждую историческую эпоху люди выдвигают различные цели, поэтому нет, и не может быть постоянного смысла жизни. Н.Трубников также всесторонне обосновывал мысль о том, что мы сами придаем смысл окружающей реальности. Вне человека жизнь не содержит никакого раз и навсегда заданного смысла.

Большие различия существуют и в определении содержания смысла жизни. "Вечность" проблемы предназначения человека подтверждает мысль о том, что вряд ли возможно ее единственно верное решение. Оно зависит от особенностей культуры, социальных условий, позиции мыслителя и т.д. Тем не менее, можно определить границы, в которых развиваются различные тенденции смысложизненных представлений. В современной антропологии эти различия часто выражаются альтернативной формулой − быть или иметь? Не случайно она вынесена в заголовки книг известных авторов: «Быть или иметь» Г.Марселя, «Обладание и бытие» Б.Штеелина, «Иметь или быть» Э.Фромма. Через эти термины рассматриваются различные статусы личности.

Установка "иметь" связана, в первую очередь, с собственностью, накоплением богатства, приобретательством. Религиозная и светская мораль отрицательно относятся к безмерному накопительству, страсти к наживе, скупидомству и т.д. Э.Фромм, например, разделяет взгляды З.Фрейда на то, что личность, ориентированная исключительно на обладание и владение − это больная невротическая личность, обладающая «анальным» характером. В этом – символическая связь между деньгами и фекалиями, золотом и грязью8.

Требование "быть", скорее, связано с удовлетворением потребностей духовного порядка. Здесь смысл жизни связан с императивами долженствования: какие духовные качества необходимо приобрести, чтобы быть личностью.

Какой же установке отдать предпочтение? Этот вопрос приобретает обостренное звучание в условиях все более возрастающего господства принципов «общества потребления» и известной девальвации традиционных нравственных установок. Разумеется, богатство еще не говорит о значимости личности. История полна примерами выдающихся людей, которые не были богатыми − Платон, протопоп Аввакум, А.С.Пушкин, В.С.Соловьев и многие другие. Однако необходим и определенный минимум собственности. Нищета не способствует развитию моральных качеств, а скорее наоборот. Еще Аристотель считал, что устойчивое общество должно состоять из большинства граждан со средним достатком. Действительно, многие социальные потрясения XX века инициировались резко выраженной поляризацией − нищетой для подавляющего большинства и роскошью для незначительного меньшинства. Рассматриваемая дилемма составляет существенное содержание программ различных политических партий и движений.

Смысложизненная проблема и ее решение становятся основой различных систем миропонимания, необходимым элементом человеческой культуры. «Вечность» проблемы предназначения человека подтверждает мысль о том, что вряд ли возможно ее единственно верное решение. Оно зависит от особенностей культуры, социальных условий, позиции мыслителя и т.д.

30. Проблемы личности: свобода и ответственность.

Категория свободы означает способность личности поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, целями. Ступень свободы определяется тем, насколько обусловлены или не обусловлены внешними обстоятельствами и условиями намерения и поступки человека.

Крайние точки зрения представлены волюнтаризмом, отрицающим влияние каких-либо внешних причин, и фатализмом, исходящим из признания абсолютной детерминированности человеческих поступков. Индетерминистские взгляды в различной форме характерны для Ж.-П.Сартра, М.Хайдеггера, А.Камю и других, представляющих экзистенциализм. К представителям «жесткого» детерминизма можно отнести Демокрита, Б.Спинозу, Т.Гоббса. Большинство философов стремятся объединить крайние тенденции, выбрать средний путь. Различие взглядов на проблему свободы можно объяснить многообразием и сложностью отношений в системе «мир − человек».

Действия и поступки реальной личности определены, в известной степени, объективными условиями (экономическими, политическими, социальными и другими), которые сложились до и независимо от нее. В этом проявляется преемственность, связь поколений. Тем не менее, деятельность человека носит принципиально альтернативный характер. В жестких рамках природной и социальной необходимости существуют широкие возможности для ответственного выбора целей и средств их достижения. Стало аксиомой также утверждение − свобода каждого ограничена свободой других. Иначе говоря, подлинно свободный человек проявляет ответственное отношение к свободе каждого, общества в целом. В Декларации ООН о правах человека подчеркивается недопустимость осуществления свобод для одних за счет других. Категория свободы может быть отнесена к различным сферам деятельности и выступает как свобода политическая, экономическая, духовная, творческая, познавательная.

Политическая свобода: предполагает определенные гражданские права и обязанности, которые в целом обеспечивают и гарантируют нормальную жизнедеятельность как общества в целом, так и отдельного гражданина. Достижение политической свободы − основное программное положение партий и движений.

Экономическая свобода: означает свободу от эксплуатации во всех ее формах, а также характеризует степень независимости в принятии экономических решений, возможность экономического выбора и действия.

Духовная свобода: выступает как свободный выбор мировоззренческих позиций, идеологий, религий, морально нравственных идеалов, эстетических норм и т.д. Свобода − необходимое условие формирования нравственной личности.

Творческая свобода: символизирует продуктивную мощь человеческой личности, преодоление границ существующего, устоявшегося, ограниченного, догматического. Свобода − изначальное условие творчества в любой сфере деятельности.

Свобода познания: неотделима от освоения человеком окружающего мира. Чем адекватнее знания об окружающем мире, тем с большей обоснованностью осуществляется деятельность по преобразованию действительности.

Логика свободы заключена в логике свободного выбора и этим она коренным образом отличается от произвола, который характеризуется отсутствием логичности, необоснованностью, своеволием. Не может быть абстрактной свободы − она всегда относительна и конкретна: свобода в одном отношении может обернуться несвободой в другом.

31. Проблемы личности: нравственные и эстетические ценности, религиозные ценности и свободы совести.

С глубокой древности внимание мыслителей привлекала проблема нравственных и эстетических ценностей. Нравственные ценности –особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); они регулируют действия человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль (нравственность) изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Эстетические отношения связаны с эстетикой – философской наукой, изучающей сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Основной проблемой философско-эстетической мысли выступает проблема прекрасного.

Уже Сократ и Платон задумывались над вопросом о том, что есть благо, истина, красота, справедливость и т.п. Ценности используются для обозначения социальной и культурной значимости явлений окружающего мира. Предметы культуры, общественного отношения, а также природные явления, охваченные человеческой деятельностью, могут выступать в качестве объектов ценностных отношений, т.е. быть оценены с позиций добра и зла, истины и неистины, прекрасного и безобразного, человеческого и нечеловеческого, допустимого и недопустимого. Подобные объекты образуют предметные ценности. Способы и критерии оценок, закрепленные в общественном сознании в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, идеалы), выступают в качестве предельно общих ориентиров и составляют субъективные ценности. Предметные и субъективные ценности характеризуют две стороны любого ценностного отношения, раскрывают его содержание и образуют ценностные системы, относящиеся к различным сферам общественного бытия. Время функционирования этих систем определяется собственной длительностью и может не совпадать с историческими периодами. Поэтому эстетические нормы античности представляются непревзойденными и по сей день, а нравственные требования, возникшие более двух тысячелетий назад, продолжают регулировать поведение людей9. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностей обусловливает целостность личности, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевому усилию для их реализации.

В настоящее время активно обсуждается роль этических норм в рыночных отношениях. Последние основаны на экономическом либерализме, конкуренции, стремлении к наибольшей прибыли. Все это порождает инициативу и стремление более активно использовать свои способности и знания. Но в то же время нельзя забывать о высокой степени конфликтности этих отношений. В условиях «дикого рынка» они порождают насилие, принуждение, убийства. В трудах К.Хорни, Э.Фромма, Дж.Хоманса, известных западных аналитиков показаны тяжелые последствия дикой конкуренции: двойная мораль, отчуждение, психические расстройства и т.д. Возрастает актуальность «этики добродетелей и долга»10, вобравших многовековый опыт регулирования силовых действий. Примером тому может служить кооперативное движение, сочетающее методы эффективного хозяйства с определенными этическими принципами и идеалами, что нашло подтверждение в документах Международного Кооперативного Альянса (1995) с участием делегации Центросоюза России. Цивилизованный рынок связан с использованием традиционных этических норм и правил. Особо следует подчеркнуть органическую связь кооперативной формы хозяйствования с духовной и социальной основой общества. Одна из главных причин в том, ее собственная деятельность основана на этических принципах – честности, открытости, социальной ответственности, заботе о других. Потребительскую кооперацию отличает от других субъектов предпринимательской деятельности ее кооперативная самобытность, т.е. статус некоммерческой социально ориентированной системы, кооперативные идеология, философия, культура, менталитет, корни которого уходят в общинность, соборность отражают особенности многовекового развития народов России. Административный нажим, решение назревших проблем силовыми методами отошли в прошлое. Поэтому одним из наиболее эффективных путей в дальнейшем развитии самобытности потребительской кооперации, осуществления ее социальной функции, является путь всестороннего возрождения духовности, нравственности.

Необходимо различать нравственность, справедливость, право. Как уже было отмечено, нравственность и право характеризуют наиболее значимые системы социального регулирования. Но если первая связана с традицией, "неписанными законами", а ее требования и запреты интернализируются в процессе социализации, т.е.вращаются во внутреннюю привычку человека, то вторая институализируется в структуре общества для осуществления социального контроля и принятия санкций к тем, кто отклоняется от законодательных норм. Справедливость – это нравственно-правовая и социально-политическая норма, отражающая соответствие между сущностью человека и его неотъемлемыми правами, ролью различных индивидов в обществе и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в подобных соотношениях расценивается как несправедливость.

Все большее общественное значение приобретает в современной России роль и значение религиозных ценностей и свобода совести. Как известно, возникновение монотеистических религий – христианства, ислама иудаизма, буддизма и др. – явилось результатом тысячелетнего развития различных культур, где аккумулировался опыт человеческого существования, выделялись существенные черты общечеловеческого развития. решающая роль отводилась нравственной составляющей культуры. Религиозная мораль возникла как особая форма регулирования отношения человека к природе, обществу, себе подобным. Характерной фундаментальной чертой религиозной морали выступает особое отношение к трансцендентной личности – Богу. Так, в христианстве высшим морально нравственным символом становится образ Христа распятого на кресте как искупление человеческих грехов. Любовь к Богу, жизнь по

Богу, неукоснительное исполнение моральных заповедей Бога, непререкаемая абсолютная вера в Бога составляют смысл жизни верующего человека. Заповеди Моисея, Нагорная проповедь Христа, запечатленные в Библии, легли в основу общечеловеческой морали, составляют также и основу светской морали.

Раскрывая значение религиозной морали М.Вебер справедливо отмечал, что античность привнесла в европейское сознание понимание рациональности, ценности научного познания, тогда как средневековье (время формирования христианской морали) воплотило в него нравственные нормы и требования.

В соответствии с конституцией Российская федерация светское государство и поэтому вопрос о выборе религиозный воззрений и нравственных установок лежит в сфере личностного выбора каждого человека и определяется свободой совести.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...