Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и природа



Природа – прародительница и обитель рода человеческого. Это всеобщий источник средств существования общества, постоянный объект его исторической деятельности и пристального внимания философии, религии, искусства, науки. Понятие «природы» содержит, по меньшей мере, два основных значения. В широком смысле это – беспредельная Вселенная (универсум) и более узком – среда непосредственного обитания человека. Взгляды на природу формировались в течение тысячелетий. Рассмотрим некоторые из них.

Отношение «общество – природа» возникло в эпоху выделения homo sapiens из животного мира. Исторические особенности этого взаимодействия в различные периоды определяли тип культуры, ее существование и развитие.

Для первобытного общества характерно одухотворение природы, страх перед ней, что проявляется в мифологическом мышлении. Это духовное выражение определенного уровня развития общества, находящегося на стадии собирательства и полностью зависящего от внешних природных условий. С развитием производящего хозяйства приходит понимание деятельностного отношения человека к окружающему миру, его способностей к созданию подобия природных вещей в утилитарных целях. Правда, отмечалось их несовершенство по сравнению с естественными образцами. Так, Демокрит утверждал, что мул не полноценен, так как он – результат людской изобретательности и дерзости. В космоцентрическом мировоззрении древних греков природа выступала как неизмеримо превосходящая общество сила – идеал гармонии и совершенства, следование которому обеспечивало достижение блага.

С утверждением христианства природа рассматривается с креационистских позиций как результат божественного творения. Земному, природному, ущербному и приходящему противопоставляется вечное, духовное, совершенное, абсолютное начало – Бог. Иерархия различных частей природы определяется степенью их соотнесенности с высшим существом. В противоположность античному космоцентризму проповедуется не слияние с природой, а приоритет духовного над естественным. Возвышение человека над природными началами олицетворяет подавление, умерщвление собственной плоти, что находит свое социальное воплощение в монашестве. В целом же общество по-прежнему находится во власти природных ритмов.

Эпоха Возрождения восстанавливает статус человека как природного существа, наделенного способностью ощущать красоту, добро, любовь к себе подобным. Антропоцентрическое мировоззрение способствовало развитию искусства, литературы, живописи. Восстанавливается уважительное отношение к природе, характерное для античности. Но греческая традиция приобретает новое звучание: природа рассматривается как объект изучения и необозримое поле применения научных знаний для блага человека. Изменяется само понятие науки. Если средневековый ученый – это, прежде всего, экзегет (гр. exēgētēs – истолкователь) библейских текстов, то деятель возрожденческой науки –исследователь природы. Возникновение нового естествознания неразрывно связано с именами Н.Кузанского, Н.Коперника, Дж.Бруно, Л. да Винчи, Г.Галилея.

Новое время характеризуется все более активным освоением естественных богатств в интересах промышленности, мореплавания, военного дела. На смену «античному» подходу к природе как единому целому возникает другой – аналитический. Целостная природа «анатомируется на отдельные звуки» (Ф.Бэкон). Возникает целая система частных наук. Отчетливо проявляется возрастающие возможности преобразовательно-созидательной деятельности общества. В дуалистической философии Р.Декарта возникает и развивается взгляд на природу как косную, инертную силу, требующую покорения и установления над ней господства разума. Но в научных взглядах того времени осознаются ограниченные возможности общества и вопрос о безраздельном господстве над природой не ставится, напротив, возрожденческий лозунг: «назад к природе» получает новое содержание. Например, Ж.Ж.Руссо, Т.Гоббс и другие нередко обращались к «естественным» правам человека, «естественным» законам человеческого общежития, «естественным» качествам человеческой личности как высоким критериям общественно-политической деятельности.

В XXI веке деятельность человека становится не только соизмеримой с природными силами, но, зачастую, намного превосходит их, что проявляется в глобальной экологической проблеме. Неосмотрительная деятельность нарушает естественное равновесие, возникает реальная угроза самому существованию человечества.

Из сказанного можно сделать обоснованный вывод о том, что природа всегда рассматривалась с точки зрения деятельности человека, направленной на окружающий мир. В самом деле, взаимодействие с природой лежит в основе самого существования человека. Потребляя вещество природы, он тем самым удовлетворяет свои первичные жизненные потребности в пище, одежде, жилище и др. Изменяя природу в своих жизненных целях, люди также вступают в определенные отношения друг с другом, которые развиваясь преобразуют самых людей. Этот процесс характеризуется все большим освобождением человека от естественной необходимости и возрастающим доминированием социальной необходимости. Деятельность людей порождает независимые от их воли и желаний сложную структуру общества, законы и закономерности социального развития.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...