Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество и его структура, гражданское общество и государство



Представления о структурном характере общества можно обнаружить еще у Платона и Аристотеля. Эта традиция четко прослеживается и в последующем развитии социальной философии. Для XX века огромное значение имело социологическое учение Г.Спенсера (1820–1903). Он проводил метафорическую аналогию общества с живым организмом.

Многие исследователи видят в синтетической философии Спенсера основу, на которую опираются современные методы системных и функциональных исследований социальных явлений.

Плодотворным оказалось, как отмечалось выше, рассмотрение общества как системы взаимодействий между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Наиболее последовательно эти идеи были развиты в учениях, достаточно различающихся по времени и концептуальным позициям, − К.Маркса и П.Сорокина (выдающегося русского социолога, депортированного из России в 1922 году).

Эти авторы в качестве первичного элемента общественной системы рассматривали общественные отношения. В этом смысле общественные отношения − это объективная реальность, представленная различными сферами жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной.

Рассмотрим вкратце их содержание.

Экономическая сфера: охватывает процессы хозяйственной жизни общества, взаимодействие различных отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Базовым понятием экономического пространства является воспроизводство − повторяющаяся последовательность процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, обеспечивающих существование человеческой общности.

Социальная сфера: заключает взаимодействие различных социальных групп и классов, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Под социальными условиями понимается создание нормальных условий производства и быта, решение проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своих конституционных прав на труд и распределение и потребление материальных и духовных благ, создаваемых в обществе. Социальная политика государства ориентируется на уровень благосостояния людей и эффективность деятельности социальной сферы.

Политическая сфера: характеризуется политической деятельностью классов, партий, движений, социальных групп, национальных общностей, государств. Главная цель субъектов в политике − овладение властью, расширение и реализация своих политических прав и свобод.

Духовная сфера: связана с отношениями людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Это самый высокий уровень жизнедеятельности общества и человека. Здесь создается и воплощается в жизнь то, что отличает человека от других живых существ − духовность, ценностно-смысловое отношение к миру.

Рассматривая социальную структуру, следует отличать государство от гражданского общества. Государство выступает выразителем общей воли граждан и осуществляет функции по защите страны, охране общественного порядка, по поддержанию стабильного экономического развития, сохранению природной среды и др. Гражданское общество обеспечивает решение гражданами своих частных проблем, возникающих в системе негосударственных отношений и связей. Рассмотрим их содержание.

В экономической сфере: мелкие частные предприятия, акционерные общества и другие производственные образования, создаваемые гражданами по собственной инициативе.

В социальной сфере: семья, органы самоуправления по месту жительства, учебы, работы. политические партии и другие общественные организации, негосударственные структуры общественного мнения.

В сфере духовной: негосударственные институты (церковь) и средства массовой информации, где реализуются свобода слова, мысли совести, добровольные научные, творческие и др. объединения.

К.Поппер по признаку наличия гражданского общества различал два типа общества – открытое (демократическое), закрытое (тоталитарное).

Социальная система в целом обладает рядом существенных черт. Можно выделить следующие: сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, различающихся по своей социальной значимости; интегративный характер – качество, объединяющее многообразие социальных явлений в целостность; универсальным элементом социальной системы выступает человек; самоуправляемость, т.е. наличие механизма регулирования своей жизнедеятельности.

25. Исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

История рассматривается как процесс социального бытия, развертывающегося во времени. Его содержание охватывает взаимосвязанную деятельность людей, способы и средства этой деятельности, а также ее последствия. Причем человек одновременно выступает и как предпосылка, и как результат исторического процесса. Отсюда можно сделать вывод о том, что его деятельность и свободна, и предопределена. В философии истории эта проблема формулируется как проблема соотношения свободы и необходимости человеческой деятельности в истории.

Во-первых, как показывает историческая практика, существуют законы общественного развития, которые, как и законы природы объективны, т.е. они осуществляются независимо от воли и сознания людей. История полна примерами того, как отдельные слои общества пытались продлить социально-экономические условия своего бытия. На эти стремления существенным образом не повлияли на ход исторического развития.

Во-вторых, законы общества осуществляются по иному, нежели законы природы. В природе действуют слепые, стихийные силы и ее закономерности проявляются независимо от воли и сознания людей. В обществе же законы возникают, развиваются и исчезают только через деятельность людей и носят, по определению К.Маркса, естественноисторический характер. Подобно законам природы, они объективны, но в то же время носят исторический характер, т.е. проявляются в субъективной деятельности людей, преследующих свои цели. Люди выступают одновременно и как актеры, и как авторы всемирной драмы, называемой историей. Можно привести и другую аналогию, представив социальное поведение человека как игру. Правила игры определяют поведение играющих, в то же время за ними остается право свободного выбора различных ситуаций. От выбора целей, программ, средств их достижения во многом зависит реализация объективных закономерностей развития общества в экономике, политики, социальной сфере. Дополнением закономерного развития общества является случайность – необходимый компонент любого развития. В истории ей принадлежит особая роль. В общественном развитии она персонифицируется или принимает форму единичного, уникального факта, придает социальному движению необратимый характер, делает его «историческим», придает определенный смысл.

Ведущей проблемой современной философии истории выступает соотношение личности и массы. Этому вопросу посвящены множество работ различных авторов. Наиболее заметная среди них книга выдающегося испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Этот труд получил огромную популярность и был переведен на многие языки. Не утратил актуальности он и по сей день, ибо проливает дополнительный свет на специфический феномен современности – массовое общество. В результате восстания масс в течение XIX-ХХ веков в Европе окончательно была разрушена старая иерархическая система, представленная сословным делением общества. Устанавливается либеральная система ценностей (свобода, равенство всех перед законом), возникают демократические государства; в России сословная иерархия исчезает в начале XX века. Но вместе с тем оказались разрушенными старые нормы и обычаи, традиционные ценности, в том числе и религиозные, а новые, ориентированные, прежде всего, на науку, заменить их не смогли. Все это нарушило прежнюю стабильность. Усложнилась социальная структура. Границы между различными социальными группами стали подвижными и размытыми. Таким образом, для большинства людей, т.е. масс, исчезли внешние социальные ограничения, а внутренние им обрести не удалось – таков главный вывод Ортеги.

В этих условиях возникает новый тип человека – человек-масса, который не ищет оправдания своим поступкам, а стремится достичь цели любой ценой и выше всего ставит силу и власть. Он счастлив, чувствовать себя таким же, как все. Человек-масса сравнительно легко добивается материального благополучия и не утруждает себя моральными сентенциями, предпочитая не усложнять жизнь. Ему чужда требовательность к себе, он доволен собой, не старается себя исправить и улучшить, плывет по течению. В то же время он деятелен и мир представляется ему как неограниченное поле применения предприимчивости. Компетентность, образованность, культура в условиях массовизации общества вытесняются на периферию социальной жизни. Возникает культ насилия. Конечно, рассматриваемый тип человека носит собирательный характер. Его черты можно обнаружить как среди интеллектуалов, так и среди служащих, рабочих, других социальных групп. Все перечисленные признаки массового общества ставят его на грань хаоса и распада.

Каков же выход? Разумеется, речь не может идти о возврате к старой иерархической системе или установлению сильной власти, диктатуры и т.д. История Европы имеет поучительные, и в большинстве своем трагические, примеры подобных исторических «сценариев». Есть и другой путь. Возможность преодоления качеств массовидности заключена, утверждает автор, в самом человеке, ибо он творит мир и самого себя, является единственной подлинной реальностью. Известной гарантией преодоления отрицательных последствий массового общества является существование «подвижников», «лучших людей», личностей в полном смысле этого слова. Лучший тот, кто поступает не по корысти или, исходя из собственного удовольствия, а опирается на нормы, составляющие основы культуры. Воспитание и распространение духовности – могучее средство превращения действительного в должное. Но для этого необходимо наличии воли и желания различных народов, стран, культур, каждого человека7.

Новый образ социальной реальности, который формируется в современной социальной философии, связан с поворотом к человеку, личности. Об этом убедительно свидетельствует творчество выдающихся мыслителей современности – Ф.Ницше, В.Дильтея, А.Бергсона, Э.Гуссерля, М.Шелера, М.Хайдеггера, О.Шпенглера, Ортеги-и-Гассета и многих других.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...