Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество как объект философского анализа



Термины «общество» (др.-сл. обчий − то, что вокруг), «общественный», «социальный» (лат. societas − общество) весьма часто используются в языковой практике и имеют различные значения. В философском анализе понятие общество может выступать, по меньшей мере, в двух основных значениях. Во-первых, оно может обозначать обособившуюся от природы часть материального мира. Во-вторых – определенный этап, период в развитии истории, например первобытное общество, технотронное общество, цивилизованное, капиталистическое и т.д.

В системе философского знания социальная философия обладает относительной самостоятельностью, что проявляется во внутренней логике развития различных ее школ и направлений. В качестве основных течений социальной мысли можно выделить следующие:

Социологический идеализм: Утверждает решающую роль сознания в общественном развитии, его первичность по отношению к другим социальным феноменам (Платон, Г.Гегель и др.).

Натурализм: Общество рассматривается как естественное продолжение природы, следствие географических условий, солнечных или космических излучений. (Гиппократ, Геродот, Ш.Монтескье, Г. Бокль, Э. Реклю, К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, Л.Гумилёв и др.)

Исторический материализм: Постулирует, что общественное бытие определяет общественное сознание – сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых находит свое отражение социальная реальность. (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

Технологический детерминизм: Решающая роль отводится процессам научно-технической революции XX. (У.Ростоу, Р.Арон, Ж.Фурастье, Д.Белл, Д.Бернхем).

Перечисленные концепции далеко не исчерпывают многообразие различных направлений социальной философии. Ни одно из них не может рассчитывать на абсолютное представительство социального феномена. Подобные устремления, продиктованные даже самыми лучшими и искренними намерениями, ведут к самоуничтожению теории, превращению ее в догму. Такая участь постигла, например, гегелевскую диалектику, которая глубоко раскрыв всеобщность и развитие мира и, тем не менее, оказалась бессильной именно как абсолютная схема бытия. Похожий путь проделал истмат, оказавшийся несостоятельным как всеобщая схема мирового исторического развития. Исторический урок очевиден: наиболее плодотворный путь дальнейшего развития социальной философии представляется как творческий синтез различных направлений.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...