Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития



Рассмотрение социального развития с необходимостью приводило к выделению периодов исторического процесса. Это было связано с необходимостью выявления "ступеней" прогресса общества, развивающегося от низших, примитивных форм к высшим. Наиболее распространены формационная и цивилизационная концепции.

Развитие формационного подхода к истории получило свое завершение в марксизме. Понятие «общественно-экономическая формация» обозначает общество в единстве его экономического базиса и надстройки (совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских взглядов общества, соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. В основе подобного деления лежат формы собственности, составляющие ядро экономического базиса (таб.1).

таблица 1 Формационный подход Первобытная община Рабство Феодализм Капитализм Социализм Процессы социализации.

Типология общественных систем при цивилизационном подходе (А.Тойнби, О.Шпенглера, А.Тоффлера и др.) осуществляется исходя из технико-технологического базиса. Использование цивилизационного подхода более полно выявляется роль и значение научно-технического прогресса, перспективы и общественные последствия функционирования и развития техносферы. Деление осуществляется по признаку технико-технологических различий, отличающих одну эпоху от другой (таб.2).

Таблица 2 Цивилизационный подход. Доцивилизационный период (Дикость Варварство), Волны цивилизации ( Земледельческая Промышленная Информационно-компьютерная).

Как уже отмечалось, вопрос о «формациях», «периодах», «волнах» развития общества тесно связан с проблемой общественного прогресса. Прогресс означает такое направление развития, которое характеризуется движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, лучшему. Прогресс – это поступательное восхождение человечества. Критерием общественного прогресса могут выступать различные признаки, относящиеся к развитию экономики, техники, науки и т.д. Но главным, интегративным критерием общественного прогресса выступает уровень гуманизации общества, положение в нем личности, наличие реальных условий для ее всестороннего развития, степень преодоления социального отчуждения.

27. Что есть человек?

Вопрос: «Что есть человек?» издавна получал самые разные, зачастую противоположные, ответы. В одних − человеческие качества отождествлялись с духовным, разумным, идеальным; в других − приоритет признавался за социально-экономическими или природно-телесными факторами. Существовали и дуалистические воззрения, исходящие из «равноправия» материального и духовного в человеке. Также по-разному рассматривалось соотношение внутренних и внешних условий существования людей, определяющих их образ жизни, мысли и действия. Каждая философская эпоха приносила свои «измерения» личностного мира.

Под антропологией (гр. antropos − человек; гр. logos − учение) в широком смысле понимается совокупность наук о человеке. Понятие философской антропологии, впервые введенное И.Кантом, относится к разделу философского знания о бытие человека как личности.

При рассмотрении проблемы личности традиционно используются такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Несмотря на сходство, содержание их различно. Коротко рассмотрим содержание этих понятий.

Человек − высшая ступень развития живых организмов на Земле; субъект исторической деятельности, наделенный разумом, свободной волей и словесной речью. Процесс происхождения физического типа человека, развития его деятельностных способностей, речи, а также общества получил название антропогенеза (греч. ānthropos − человек; genesis − происхождение). Значительную роль в решении проблемы происхождения человека играют эволюционное учение Ч.Дарвина и трудовая теория Ф.Энгельса. На закономерном характере возникновения человека настаивают сторонники концепции ноосферы, у истоков которой стоят выдающийся русский ученый-естествоиспытатель В.И.Вернадский и французский религиозный философ П.Тейяр де Шарден.

Под индивидом понимается отдельный человек в отличие от сообщества людей, коллектива. Содержание этого термина фиксирует единичные черты, особенности, качества данного человека, принципиально не сводимые к каким-либо всеобщим признакам. Уникальная совокупность неповторимых проявлений человека составляет его индивидуальность.

Личность (лик, лицо), персона (лат. persona − маска, личность) − основное понятие философской антропологии. Термин «персона» появился в теологии. Наиболее часто использовался в спорах вокруг божественного триединства: «три персоны − одна субстанция» (Троица). Затем философское понятие «личность» приобретает гуманистическое содержание, светскую форму и обозначает реального человека. Приступая к рассмотрению содержания понятия личности, исходят из того, что ее носителем выступает индивид, располагающий целостностью присущих ему человеческих свойств и качеств. Но индивидуальность не может служить единственным критерием личностного облика. Для этого требуется дополнительный критерий, которым является отношение индивида к миру. Труд, язык, искусство, религия, наука, любая экзистенция проявляются как отношение «Я» к окружающей реальности. Индивид − явление объективного мира, но как носитель личностного «Я» он выступает в качестве точки отсчета, которая и задает границы личностного мира. Отношение является результатом познавательных, волевых, эмоциональных деятельных актов, осуществляемых личностью. Между этими деятельными актами устанавливаются отношения координации и субординации. Образуется многообразие деятельностных структур, которые дополняют и определяют друг друга, обеспечивают реализацию жизненных, как индивидуальных, так и личностных, задач и целей, определяющих профессиональную деятельность, семейно-интимную жизнь, социальную и политическую активность индивида. Личность не только отражает определенные «ансамбли», системы общественных отношений, но и сама, являясь их фокусом, воспроизводит эти отношения, а вместе с ними и саму себя. Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельная активность человека лежит в основе всей гаммы общественной, экономической, политической и духовной жизни человеческого бытия, порождает бесконечное многообразие отношений личности к природе, обществу и самой себе. Это обстоятельство объясняет также и то, что личностные качества не ограничены «телесными» контурами человека. Именно поэтому личность человека в существенном, главном определяется не только и не столько индивидуальными признаками, каким бы значительными они не были, сколько совокупностью и социальной значимостью отношений, в которые она вовлечена посредством собственной деятельности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...