Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научные, философские и религиозные картины мира



Разнообразные «модели» мирозданья, как полагал А.Эйнштейн, выражают продуктивную силу разума: человек обращает созданный схематический образ на Вселенную и, опираясь на него, раскрывает новые горизонты сущего. «Картина мира» выполняет также роль установки, формирующей самую общую логику человеческой деятельности, мысли, образа жизни.

Различные картины мира складывались исторически в зависимости от уровня развития знания, господствующего мировоззрения, традиций культуры. Ядром миропонимания выступает одна или несколько системосозидающих идей (Космос, Идея, Демиург, Бог, Субстанция, Природа, Материя, Человек и другие), которые задают логику понимания, объяснения и осмысления конкретных объектов и отношений. Этим идеям придается "внемировой", "вневременной" характер. Они, находясь за рамками космологического образа, дают возможность посмотреть на себя и на мир «со стороны». Трансцендирование мира (так философы называют мысленное преодоление границ), осуществляемое в символах культуры, наполняет сам этот мир рациональным и смысловым содержанием, создает возможность для человека определенным образом "вписаться" к окружающую реальность.

Целостное миропонимание выраженное в «картинах мира» (пусть неточное, а иногда даже ложное, но именно целостное!), необходимое условие становления науки и философии, дальнейшего освоения природы.

Религиозная (христианская) картина мира возникает и достигает расцвета в средневековье. В ее построении активно используются и перерабатываются в теологическом плане идеи и концепции античных мыслителей − Платона, Аристотеля, Плотина и других. Происходят существенные изменения в представлениях о месте человека в мире. Исчезают границы античного Космоса, возникают религиозные воззрения о бесконечной личности Бога и необходимости соотнести себя с жизнью этой священной личности. В эпоху позднего средневековья картина мира представлялась следующим образом. Космическое целое образовало шар, внутри которого находилась шарообразная Земля. Вокруг нее вращаются прозрачные сферы из неразрушимой субстанции, которые обеспечивают устойчивое положение звезд и небесных светил на небосклоне.

Насчитывается девять сфер, из которых последняя представляет перводвигатель − «прима мобиле». Вокруг этой завершающей сферы располагается Эмпирей − область света и пламени. Представить структуру и форму этой области невозможно, ибо она трансцендентна, т.е. находится за пределами тварного мира. Осознание этого означает переход в божественную, религиозную сферу. Но внешний Космос имеет и противоположность − глубочайшую внутренность человеческой души и сердца.

Мир в средневековье представлен как глубокими измерениями Бога, так и человеческой души. В соответствии с этим определяется целостность мира. Значимость каждой части мира определяется настолько, насколько полно она соотносится с Богом. В строгом соответствии с этим принципом разворачивается иерархия и порядок бытия неживого, растительного, животного и человеческого. Одним из наиболее ярких образцов миропонимания высокого Средневековья является «Божественная комедия» Данте.

Философская картина мира возникла вместе с философским мировоззрением. Последнее, как известно, в своем становлении активно использовало предшествующий опыт познания действительности, накопленный в языке и мифологии. Но затем, по мере выделения философского знания из всей совокупности представлений о природной и социальной реальности, возникает свой, специфический взгляд на мир.

Основополагающей идеей становится понятие Логоса – символ всеобщей необходимости, которой подчинена жизнь людей, богов и Космоса в целом. Следование закономерностям бытия придает гармонию и порядок человеческой жизни, ведет к благу, становится высшей жизненной целью.

Мифологические образы не исчезают в философской картине мира, но их функции радикально изменяются: они придают конструкциям абстрактной мысли метафорическую ясность, образную очевидность и достоверность.

В философии состоялся синтез мысли и образа, «критическая масса» которых оказалась достаточной для осуществления беспрецедентного скачка в развитии интеллектуальных способностей человека: раскрылись новые возможности разума, возникла первая теоретическая (умозрительная) картина мира ее предельно широкой форме в качестве Бытия – Небытия.

Рассматривая предельно широкие связи Мира и Человека, философия обосновала онтологические, гносеологические, методологические основания понятийной картины космоса. Причем, этот процесс принципиально не может быть завершен. Теоретическое описание сущего постоянно уточняется, проверяется и сама теория. Пафос мыслителей прошлого и настоящего как раз и состоит в постоянном преодолении ограниченных представлений об окружающей реальности. Философская модель Универсума опирается на весь интеллектуальный опыт человечества.

Естественнонаучная картина мира исходит из данных естественных наук. В основе современных научных представлений о мире лежит принцип системности. Любой предмет материального мира может быть рассмотрен в качестве определенной системы. Современные границы мира, доступные науке, простираются от 10-14 смдо 1028 см. Расстояние между ними составляет 13 млрд. световых лет. Наиболее распространенной гипотезой возникновения Метагалактики является концепция Большого Взрыва, произошедшего 20 млрд. лет назад в результате фазовых переходов физического вакуума. Этим объясняется и расширение Метагалактики, «разбегание» галактик. Науке известны следующие уровни организации материи и живой природы.

. Уровни организации материи: Метагалактика, Системы галактик, Галактики, Звезды, Планеты, Макроскопические тела различных размеров, Молекулы, Атомы, Элементарные частицы и поля.

Уровни живой природы: Общество, Биоционозы (взаимодействие различных популяции между собой и природой), Популяции (целостность определенного вида), Многоклеточные организмы (растения, животные), Одноклеточные организмы, Клетки, Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК и белки).

Особая форма жизни представлена человеком, общественная сущность которого проявляется в социосфере, техносфере, ноосфере. Современная наука раскрывает все более глубинные связи между перечисленными уровнями природы. Например, при описании элементарных взаимодействий между микрочастицами выявляется постоянная величина 1/137. Именно подобное соотношение обусловливает существование атомов, молекул и, в конечном счете, − человека. В этом смысле человек − метагалактическое, вселенское явление. Малейшее изменение указанной константы привело бы к коренной перестройке привычного для нас мира. Это является одним из подтверждений целостности мира и взаимосвязанности всех его частей.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...