Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вокально-хоровой анализ. Песня «Школьные годы» написана Кабалевским для одного голоса, то есть её могут исполнять как солист



Песня «Школьные годы» написана Кабалевским для одного голоса, то есть её могут исполнять как солист, так и хор в унисон. В сборнике Д. Кабалевского «Песни утра, весны и мира» [9] она помещена в раздел «для старшего возраста».

Диапазон песни (хора) – d¹ - es².

Тесситура хора очень удобная, полностью исключает искусственную напряженность и форсированное звучание. Самый верхний звук диапазона (es²)встречается лишь однажды в 33 такте. Этот звук поется достаточно удобно и уверенно партией сопрано, поскольку он находится в начале музыкальной фразы, приходится на первую долю, имеет слоговый акцент (уче’бник) и подготовлен предыдущим поступенным мелодическим развитием:

У альтов этот звук может звучать несколько напряженно, поскольку он приближается к крайним звукам певческого диапазона партии.

Нижний звук диапазона (d¹), хотя и низкий для сопрано, но не крайний, зато для альтов он очень удобен и выразителен, поскольку является средним участком грудного регистра и звучит сочно, уверенно. Таким образом, удобная тесситура, отсутствие предпосылок для форсировки звука создают благоприятные условия для формирования насыщенного, полнозвучного унисонного пения и выстраивания хорового ансамбля.

Основой вокальной работы, является работа над культурой звука. Основой звукообразования является дыхание, без которого не может быть правильного певческого звука. В работе над звуком в данном произведении, важно добиваться единой (округлой) манеры формирования всех певческих гласных, но особенно открытых (а, я, е): п е рвый, я под св е тлы е, т а к н а чинаютс я и т.д.

Так же немало важно работать над дикционным ансамблем. Через слова мы доносим до слушателя мысль и идею автора. Дикция должна быть четкой и ясной, так как вялая дикция делает строй неустойчивым, ансамбль рыхлым, звукообразование не верным. Нужно следить в первую очередь за:

Ø отчетливым замыканием фраз, оканчивающимися согласными: уро к, денё к, летя т, наза д (поётся «наза т »), расцве л, комсомо л, предме т, рассве т;

Ø быстрым произнесением слогов с большим количеством согласных: сентя брьск ий, ра сцв ёл, вст упать, жи знь, не взг оды;

Ø соблюдением правил орфоэпии в пении: п о гожий – п а гожий, с е нтябрьский – с и нтябрьский, начина ются – начина ютца, продолжа ются – продолжа ютца, конча ются – конча ютца и т.д.

Важным в вокальной - хоровой работе является хоровой строй, особенно когда, произведение одноголосное и важно спеть чисто, в унисон. Верхние звуки надо брать сверху, без «подъезда», стараться петь с движением, избегая статичности и пения «по слогам». Во время исполнения произведения следует контролировать интонационно окончание фраз, так как всё поётся в унисон.

Принципиальную интонационную сложность в работе над строем в песне составят следующие моменты:

1. Восходящие движения по квартсекстаккорду (т.24,42-43):

2. Восходящее движение по мелодическому минору (т. 25-26, 38-41):

3. Нисходящее октавное движение от верхней доминатны к нижней по натуральному g –moll (т.60-64):

В данном произведении темповой и метро-ритмический ансамбли тесно переплетены: размер ¾ и движение, обозначенное как «неторопясь, певуче» подчинены достижению единого вальсового характера исполнения. В данном произведении, как таковых, ритмических сложностей нет. Размер ¾ в вальсовом темпе дирижируется на раз и здесь группировка будет двутактами, что позволит избежать большего количества слоговых ударений, оставляя только фразовые. Значительную роль в работе над ритмическим ансамблем будет играть сохранение трехдольной пульсации у каждого поющего. В тех случаях, когда будет возникать проблема темпа и ритма, необходимо проработать отдельный эпизод в медленном темпе на «три».

Прежде чем работать над ансамблем всего хора, надо выстроить ансамбль внутри каждой партии. Надо добиваться, чтобы каждая партия в хоре звучала, как будто ее поет один человек. Для этого необходимо добиваться у всех певцов единой артикуляции (музыкальной и дикционной), соблюдения цезурности и цепного дыхания.

Тип звуковедения – legato. Общехоровые цезуры находятся в 45,49 55,60 тактах. На цепном дыхании должны петься все запевы (с 24 по 41 такты). Для этого последний слог (или согласный) фразы должны присоединяться к началу следующей фразы: «В первый погожий сентябрьский денё – кРобко входил я под светлые сво – дыПервый учебник…и т.д.». Аналогично цепное дыхание исполняется в припеве: «Как они быстро летя – тИх не воротишь назад! Разве они пролетят без след – аНет».





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...