Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Третья часть «Реквиема» «Я не умру» написана для солиста-баритона и четырехголосного смешанного хора соркестровым сопровождением. Хор вступает во втором куплете, но не полным составом:
Партия басов включается в конце второго куплета в его кульминации. В третьем куплете и в коде Д. Кабалевский использует полный состав хора. Причем в коде он усиливает все хоровые партии приемом divizi, таким образом подчеркивая торжественность и приподнятость музыки в кульминации и сочность гармонической окраски на протяжении всей коды.
Разделения в партиях требуют от дирижера точной интонационной работы, как с солистом и каждой партией, так и всего хорового ансамбля в целом. Чтобы облегчить интонирование звуков главных трезвучий, которые встречаются в партии солиста (такты 34, 42, 76, 80 –S3|5, такты 35, 43, 81 - Т3|5,), и в хоровой партии (такты 31, 38, 42, 75 –S3|5, такты 23, 25,67, 68 - Т3|5,), необходимо пропеть трезвучия T, S, D во время распевания и настройки хора на тональность.
Одним из источников нечистого интонирования могут стать повторяющиеся ноты, которые встречаются в альтовой и теноровой партиях:
В этом случае необходимо, чтобы певцы интонационно «приподнимали» звук вверх и исполняли его на активном дыхании. Дирижер во время исполнения таких трудностей может помочь певцам с помощью жеста: легким подниманием кисти руки с приподнятой ладонью вверх.
Во всех партиях встречаются секундовые интонации как вверх, так и вниз. Большую секунду вверх нужно интонировать с тенденцией к повышению, а вниз нужно интонировать ниже.
Часто встречающиеся скачки на чистую кварту и квинту, которые нужно петь устойчиво.
Восходящие скачки на малую сексту в партии солиста следует исполнять с тенденцией к понижению.
диапазон солиста: диапазон хора:
диапазон S: диапазон А:
диапазон Т: диапазон В:
Тесситурные условия удобны для исполнения во всех партиях, в основном мелодическая линия звучит на примарных звуках. Это говорит о том, что композитор очень хорошо знал диапазон каждой партии. Самый высокий звук у сопрано g2, не представляющий трудности для этого голоса, встречается в кульминации второго куплета и подготовлен восходящим поступенным движением:
У теноров самые высокие звуки встречаются один раз в секвенционном изложении и представляют интонационную трудность, так как окружены двумя скачками (вверх на кварту и вниз на квинту):
Хоровой ансамбль естественный, голоса звучат свободно, без напряжения, что помогает избежать создания искусственного ансамбля. Д. Кабалевский использовал очень немного хоровых средств, однако, достиг значительного драматизма в развитии образа.
Ритмическая структура произведения особой трудности не представляет для певцов. Однако имеющиеся распевы слога на два и три звука, встречающиеся как у солиста, так и в хоровой партии, могут представлять определенную трудность. Для их исполнения требуется хорошая опора на дыхании.
Так как произведение написано в медленном темпе, трудность может представлять сохранение формы произведения и строя в процессе исполнения.
Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали выстраивать вне ритма, по руке дирижера. Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 850 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!