Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкально-теоретический анализ. Музыкальная форма. Песня «Школьные годы» написана в куплетной форме



Музыкальная форма. Песня «Школьные годы» написана в куплетной форме. В ней три куплета. Драматургия предполагает постепенное динамическое развитие от первого куплета (начала школьных лет) к третьему куплету (их завершению). Нарастание текстового пафоса должно сопровождаться и нарастанием динамическим; от куплета к куплету звучание должно быть всё ярче и ярче, всё утверждающе. Но внутри куплета композитор предполагает свое развитие, связанное с развитием поэтических фраз.

Начинается песня довольно расширенным вступлением (23 такта), которое состоит из 3 предложений (8+8+7). Первые два предложении представляют секвенцию:1 предложение B-dur – 2 предложение с-moll. Причем, их мелодия имеет довольно самостоятельный характер. Заключительное предложение, построенное на мелодическом материале последнего предложения припева, подготавливает основную тональность запева – g-moll.

Запев написан в простой 2-х частной форме (18 тактов).

Первая часть представляет собой период повторного строения, состоящий из 2 предложений:

А + А′

4т (24-27 такты) +4т (28-31 такты) – модулирующий в параллельную тональность (B-dur).

Вторая часть имеет форму расширенного периода не повторного строения, состоящего из 2 предложений, причем материал первого предложения строится на секвенции – мотив + одно звено:

B + C (C¹ + C²)

4т (32-35 такты) + 6т (36-41 такты).

Припев (27 тактов) состоит из 3 периодов:

D + E + F (F + C²)

8 т (4т+4т) +10т (3т+3т+4т) + 9т (5 т+4 т)

Третье предложение сложного периода представляет собой неделимый период не смотря на то, что ритмически остановки в верхнем голосе, но по гармонии ее здесь нет. Кульминация подчеркнута всеми средствами музыкальной выразительности (высокой тесситурой (самым высоким звуком в песне - d²), динамикой f, аккордовой фактурой, тонической гармонией, укрупнением (целой) длительности). Она приходится на слово «Нет» (такт 60) и готовится постепенным эмоциональным и динамическим нарастанием от начала 3 предложения (56 такт). На вопрос: «Разве они пролетят без следа?». Звучит ответ – яркий, утверждающий, как крик души, полной любви и признательности всем тем, кто окружал человека его все эти годы: родителям и учителям, которые учили и воспитывали, одноклассникам, с которыми вместе взрослели, дружили, ссорились и впервые влюблялись.

Окончание – вольта «Для окончания» (69-110 такты) состоит из инструментального проигрыша (69-96 такты), построенного на тематическом материале вступления и второй части запева (B + C¹) и заключительного хорового проведения (C²).

Фактура песни гомофонно-гармоническая, где функция аккомпанемента полностью передана фортепиано. В основе фактуры фортепианного сопровождения запева лежит ритмо-формула: бас и два аккорда, которая несколько усложнена тем, что дублирует вокальную партию. В припеве аккомпанемент звучит более свободно, к аккордам добавляются мелодические «кружащие» обороты в правой руке, которые более усиливают вальсовый характер песни.

Мелодия. Четкая, рельефная, запоминающаяся мелодия, многократно повторенная, характерна для данной песни Д. Б. Кабалевского. Мелодия куплета не содержит ярких контрастов. Ее интонационным зерном является восходящее движение по звукам минорного квартсекстаккорда. Во втором предложении происходит мелодическое развитие, за счет того что мелодия сначала устремляется вверх к верхней доминанте, а затем уходит к нижней доминанте.

Тональный план песни можно охарактеризовать как переменный, поскольку тональности g-moll и B-dur постоянно чередуются и органично переходят друг в друга: запев начинается в g-moll, а припев, начинаясь оптимистичным B-dur, завершается вновь лиричным g-moll.

Темп исполнения обозначен композитором как «не торопясь, певуче». Термин «певуче» больше относится к характеру исполнения. Хотя автор обозначил скорость как «не торопясь», исполнять песню нужно с движением, чуть живее шага, чтобы сохранить жанровость песни – вальс. Поэтому можно поставить скорость около = 144. Размер ¾, но схема дирижирования двухдольная. Все это сообщает исполнению песни характер неторопливого вальса.

Гармонический язык произведения весьма прост и ограничивается простыми функциями Т, S, D и их обращениями, но в тактах 38, 6, 102 при движении мелодии по мелодическому минору, появляется II7 с повышенной квинтой.

Динамический план. Основная динамическая зона запевов – mp, что вполне естественно для передачи образа размышления. В припеве – f, в нем заключена кульминация и смысл размышлений: «Нет, не забудет никто никогда». В разделе «для окончания» на этих словах композитор ставит p, тем самым добавляя в свои эмоции новый оттенок – прощание со школой и ностальгию о школьных годах, невозвратности детства.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 912 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...