Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историко-стилистический анализ



Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся российский композитор, дирижёр, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, профессор Московский консерватории и просто замечательный человек.

Творчество Кабалевского необычайно разнообразно по жанру. Основой большинства произведений Дмитрия Кабалевского являлась социально значительная тематика, но наиболее излюбленной была детская. От того музыка Кабалевского пронизана солнечным светом, песенностью, жизнерадостностью, задором и юмором.

Вместе с сочинением музыки для детей, Д. Б. Кабалевский много и плодотворно занимался музыкальным воспитанием детей всей страны. Как ученый и педагог, он разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания – крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создал актив проекта из школьников и передоверил им ряд функций по его реализации (председателем собрания был школьник Валерий Луков).

Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им. Поэтому много и с большой любовью писал песни для детей. Такие как, «Наш край», «Школьные годы», «Пионерское звено» – самые популярные в репертуаре детских хоровых коллективов. Не менее известны три юношеских концерта для фортепиано, скрипки и виолончели, которые, впрочем, адресованы и к широкой слушательской аудитории всех поколений.

Долматовский Евгений Аронович (1915 – 1994) родился в семье юриста, его мать – библиотечный работник. Молодым человеком Долматовский работал проходчиком и откатчиком на строительстве московского метро (станция «Охотный ряд»). Затем окончил Литературный институт им. М. Горького (1937), в котором впоследствии долгое время был профессором, руководителем семинара, воспитателем многочисленных молодых поэтов. Он – участник Великой Отечественной войны, был в плену, бежал и был спасен белорусской крестьянкой, с семьей которой в дальнейшем в течение многих лет поддерживал теплые отношения.

К. Ваншенкин так характеризовал молодых поэтов 30-40-х годов прошлого века: «Литературное поколение, к которому принадлежит Долматовский...явилось как поколение задорных комсомольских поэтов. И ранние стихи Долматовского, можно сказать, – документ эпохи не только в том смысле, что в них говорится об Испании, о строительстве метро и Магнитки, то есть о том, чем жили тогда люди, но и в самом внутреннем ощущении героики, неподдельного энтузиазма, радостного внутреннего гудения, подъема, восторга» [6, c. 50].

Популярность имени поэта в значительной мере составили песни, написанные на его стихи: «Любимый город» (1939), «Моя любимая» (1941), «Эх, как бы дожить бы...», «Попутная песня» («С боем взяли мы Орел...»), «Случайный вальс» (обе 1943), «Ленинские горы» (1948), «Уходил на войну сибиряк» (1948), «Сормовская лирическая» (1949), «Если бы парни всей земли» (1958), «И на Марсе будут яблони цвести» (1962) и др.

Как пишут исследователи творчества Долматовского, его песенные тексты отличались музыкальностью, сюжетной и ритмической изобретательностью, афористичной запоминаемостью строк и недаром многие из них вошли в поговорки, повторялись в качестве лозунгов, газетных заголовков и т.д. [5].

Похожие качества музыкальность, сюжетность, афористичность привлекательны и в лучших стихах Долматовского, не предназначенных для песенного исполнения. Темы, которые у других авторов звучали риторично и официозно, он умел «подавать» живо и человечно. Даже жесткие критики отмечали, что в своем творчестве Долматовский был «действительно более мастер, знающий свое ремесло, нежели спонтанный певец-импровизатор, у которого «стихи не пишутся случаются» (А. Вознесенский) [7].

Как писалось выше, Евгений Аронович был автором текстов многочисленных песен, включая и песен Д. Б. Кабалевского. Именно ему принадлежат стихи песни «Школьные годы».

Интересна история создания этой песни. Из рассказа О. Н. Белозерцевой: «В 1956 году режиссер А. А.Ованесова на Центральной студии документальных фильмов в Москве поставила картину, героям которой стали московские школьники, под названием «Школьные годы», и его лейтмотивом по замыслу авторов, должна была стать песня, написанная на стихи Е. А. Долматовского. Но песня, как говорится «не шла», и тогда поэт решил показать стихи своему давнему другу, композитору Д. Б. Кабалевского. «Стихи мне сразу и безоговорочно понравились», вспоминал Кабалевский. «Помню, я сел за рояль, наиграл и напел мелодию песни. Честно говоря, поначалу даже подумалось: не позаимствовал ли я нароком откуда-либо её напев. Очень уж легко и скоро она родилась. По-видимому, музыкальность и образность чудесных стихов Долматовского были тому причиной…» [8].





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 724 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...