Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкально-теоретический анализ



В своих вокально-хоровых произведениях Д. Б. Кабалевский часто использует куплетную форму, которую он симфонизирует, обращая в куплетно-вариационную. Такую форму, например, Кабалевский использовал в хоровом цикле «Народные мстители» на стихи Е. Долматовского. Литературная основа третьей части «Реквиема» «Я не умру» стала предпосылкой для избрания композитором именно куплетно-вариационной формы. Вариационность заключается в использовании принципов подголосочности, имитации, канона в произведении. Каждый из трех куплетов решен композитором таким образом, чтобы достичь значительного драматизма в развитии образа. Так первый куплет исполняется солистом без участия хора. Словно герой произведения находится наедине, его слова звучат как мольба и надежда на то, что его жизнь не оборвется:

Во втором куплете ведущая линия отдана солисту, а хоровая партия звучит в имитационном изложении. Ведущим мелодическим голосом в партии «Я не умру» остается партия солиста, хоровая партия применяется в приеме дублирования. Такой прием отнюдь не обедняет партию хора. Этот прием Кабалевский использует для того, чтобы подчеркнуть, что то состояние, которое испытывал герой, испытывал каждый солдат, находящийся на полях сражений. И он не одинок в своих переживаниях, хор олицетворяет собой народ и поддерживает солиста, как поддерживали солдат своими молитвами, сопереживанием, сочувствием тысячи людей нашей страны:

Третий куплет решен композитором в форме канона, ведущая линия остается в партии солиста, запев начинает хор:

Здесь усиливается драматическая линия части, из мольбы рождается гимн. Герой полон решимости и мужества. Все движется к кульминации, которая звучит в коде.

Большую роль в создании образа и в его развитии играет ладотональный план. Основная тональность d-moll подчеркивает общий суровый колорит сочинения. В целом произведение тонально устойчиво и выдержано в основной тональности. Лишь в коде, композитор использует отклонения в разные тональности (A-dur, a-moll, d-moll, g-moll, fis-moll,G-dur). Конец части утверждает D-dur, музыка наполнена героическим пафосом, торжеством. Но заканчивая часть, Кабалевский уходит от гимнического характера музыки. Композитор нашел удивительный прием, при котором, сохраняя торжественность музыки, он использует динамические оттенки p, pp. Герой по-прежнему один на один со своими мыслями, но мы видим как на протяжении третьей части «Реквиема» он преображается внутренне, от первоначальной робости не осталось и следа, он готов исполнить свой долг, и он уже победитель.

Мелодическая линия произведения очень выразительная, она носит сурово-драматический характер, что соответствует драматургическому замыслу части. В мелодии преобладает поступенное плавное движение, как в партии солиста, так и в хоровой партитуре:

В моменты кульминационных подъемов в каждом куплете, в мелодической линии солиста появляются восходящие и нисходящие скачки на квинту, сексту:

В партии хора мелодическая линия остается в основном плавной, хотя изредка встречаются восходящие и нисходящие скачки на кварту, квинту. Особое внимание дирижер должен обратить на позиционную ровность в исполнении восходящих и нисходящих мелодических скачков, они требуют уверенного исполнения. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения.

Для третьей части «Реквиема» Д. Кабалевский выбрал размер 3/4, он не меняется на протяжении всей части. Этот размер больше свойственен вальсовой музыке, хотя трехдольность встречается в монументальных повествовательных сочинениях, но размер выбирается более крупный, например 3/2. При избранном размере в части «Я не умру» вальсовость не ощущается за счет ровного ритмического рисунка (четверти в сочетании с половинными длительностями) и сдержанного темпа музыки (авторская ремарка moderatoassai – весьма сдержанно). Ритмический рисунок в хоровой партии совпадает с ритмом солирующей партии.

Динамический план произведения разнообразен от pp до f. Динамика соответствует настроению каждой части, в кульминационные моменты, происходят динамические нарастания.

Значительна роль оркестрового сопровождения. В оркестровой партии нет вступления, солист и оркестр вступают одновременно, этим подчеркивается особое значение роли солиста. Оркестровое сопровождение не идет вразрез с вокальными партиями, наоборот, оно находится как бы в тени, особенно, в первом куплете, где отмечено одиночество героя и его психологическое состояние. Драматизм ситуации подчеркивается контрастным сопоставлением мелодической линии партий солиста и хора и оркестровым сопровождением. Оркестр звучит приглушенно в нижнем регистре, поддерживая общий колорит и настроение сочинения, и помогая хору и солисту в достижении общего ритмического и темпового ансамбля. Между куплетами композитор использует небольшие оркестровые проигрыши, которые усиливают драматическое напряжение и настраивают слушателя к эмоциональному накалу в следующих куплетах. Между вторым и третьим куплетами Д. Кабалевский включает небольшую оркестровую интермедию, в которой внутреннее психологическое состояние героя трансформируется в качественно новое.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 903 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...