Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкально-стилистический анализ



Хоровое произведение «Я не умру» – третья часть «Реквиема», одного из самых значительных сочинений композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского и поэта Роберта Станиславовича Рождественского. «Реквием» можно считать результатом их совместной работы, созданной по инициативе Д.Б. Кабалевского к пятнадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне. «Реквием» посвящен памяти всех павших в борьбе с фашизмом.

Деятельность Д. Б. Кабалевского имела большое значение для создания в нашей стране базы для формирования общего музыкального кругозора детей и взрослых. Для воплощения своей мечты о всеобщем музыкальном просвещении, композитором были разработаны программы по музыке для общеобразовательных школ. Свои мысли он опубликовал в нескольких книгах: «Педагогические размышления», «Как рассказывать детям о музыке?», «Воспитание ума и сердца» и других. Идеи, выдвинутые Д. Б. Кабалевским в 70-е годы прошлого столетия, не только не потеряли своей актуальности, но и с новой силой пропагандируются в настоящее время.

Д. Б. Кабалевский необычайно плодотворный композитор, круг его интересов затрагивал многие жанры. Это и оперное творчество: «Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры», оперетта «Весна поет». Произведения для симфонического оркестра (симфонии, концерты для разных инструментов), большое количество инструментальных пьес, камерных ансамблей. Д.Б. Кабалевский внес значительный вклад в область музыки для детей и юношества. Тема юности – одна из центральных в его творчестве. Его музыка отличается профессиональным мастерством, национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности [5, с.222].

При том, что Д. Б. Кабалевский не работал в академическом жанре хоровой музыки – жанре a cappella, его вклад в хоровое искусство достаточно солиден. Его хоровые произведения выделяются сдержанностью, лаконизмом выразительных средств, простотой изложения, удобством голосоведения. К хоровому жанру композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Вот его основные произведения для хора: «Поэма борьбы» на слова А. Жарова, кантаты «Родина великая», «Песни утра, весны и мира», «К Родине», «Ленинцы», «О родной земле» на слова советских поэтов, сюита «Народные мстители», оратория «Письмо в XXX век», хоры из опер. Вершиной хорового творчества сам Д. Б. Кабалевского считал «Реквием» [6, с.12].

Р. С. Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский. Характерное свойство поэзии Рождественского — неизменная современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед обществом, поиски внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры [4, с. 3]. Широк спектр тем, к которым обращался в своем творчестве Р. Рождественский. Это темы борьбы за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны, проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, трудностей и радостей повседневной жизни. Р. Рождественский в разные годы сотрудничал со многими композиторами. Его соавторами были: А. Бабаджанян, А. Флярковский, М. Фрадкин, Д. Тухманов, М. Таривердиев, А. Пахмутова, Я.Френкель, М. Дунаевский, А. Зацепин, М. Магомаев, Н. Богословский. Большую популярность приобрели песни на стихи Рождественского: «Товарищ Память», «Ах, это свадьба», «Мы эхо», песни к кинофильму «Семнадцать мгновений весны» и другие [4, с.164].

По замыслу Кабалевского и Рождественского «Реквием» должен был стать принципиально иным произведением, чем написанные до этого произведения в аналогичном жанре. Это не только скорбь по погибшим героям, хотя в партитуре «Реквиема» немало номеров скорбного, драматического характера, повествующих о неисчислимых страданиях людей. Это сочинение, по словам Кабалевского «обращение к живым. Это рассказ воспевающий жизнь». Основной пафос «Реквиема» – вечная память о тех, кто не вернулся с войны, кто отдал свои жизни, защищая мир от фашизма [6, с.43].

Реквием (от лат. requies– покой, отдых, умиротворение) – католическая траурная заупокойная месса для солистов, хора и органа или оркестра. Первые мессы принадлежат Г. Дюфаи, Й. Окегему, О. Лассо, Дж. Палестрине. В XVII начале XVIII веках жанр реквиема претерпевает значительную эволюцию в сторону концертности, а затем и симфонизации. Со времени А.В. Моцарта реквием утрачивает культово – церковный характер, но исполняется на латинском языке. Так «Реквием» Д. Верди, больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. Й. Брамс в «Немецком реквиеме» использовал не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии. К жанру реквиема обращались Г. Берлиоз, Ф. Лист, К. Сен-Санс, А. Брукнер. В XX веке реквием – как траурное ораториально-симфоническое произведение имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при отсутствии канонического текста. Таков «Военный реквием» Б. Бриттена, на стихи английского поэта У. Оуэна. Современные скорбно-возвышенные произведения, посвященные памяти погибших героев могут носить название «реквием» [5, с.457].

«Реквием» Д. Б. Кабалевского – сочинение для симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и двух солистов. Трудно переоценить значимость этого произведения как в истории музыки XX столетия, так и в творчестве самого композитора. Д. Кабалевский считал «Реквием самым серьезным произведением из всех своих сочинений. Премьера прошла с огромным успехом, как в нашей стране, так и за рубежом. После премьеры «Реквиема» в США в декабре 1965 г. газета «Кроникл» писала: «Реквием» Кабалевского – наиболее впечатляющее из всего, что может быть названо музыкальным утверждением этого жанра». В таком же духе высказывались газеты Германии, Венгрии, Болгарии и ряда других стран [2, с.255]. За это произведение Д. Б. Кабалевский был удостоен Государственной премии РСФСР – премии имени М. И. Глинки.

Реквием состоит из десяти частей. Во вступительной части «Реквиема» «Помните» слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв. В теме «Родина» звучит мысль, о единстве человека со своей Отчизной: «…горе твое – это наше горе, Родина. Правда, твоя – это наша, правда, Родина. Слава твоя – это наша слава, Родина». Третья часть – «Я не умру» – своеобразная молитва молодого бойца перед боем, в которой слышится одновременно тоска, сила и мужество героя перед лицом смерти. Мощный и наступательный марш звучит в четвертом эпизоде «Реквиема» – «Поступь дивизий». Пятая часть – «Черные камни» – музыкальный памятник погибшим неизвестным солдатам. Шестой номер – «Сердце матери» – песня-плач русской женщины-матери: «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки – только сына милого». В девятом номере – «Грядущее» – звучит главная тема «Реквиема» – вера в светлое будущее человечества, в котором не будет места никаким войнам. С наибольшей силой эта мысль выражена в последней части «Реквиема» – «Наши дети», исполняемая детским хором. Дети являются своеобразным лейтобразом во многих сочинениях Д. Кабалевского, например, в кантате «Песня утра, весны и мира» дети представлены как залог светлого будущего человечества, как символ мира и вечной жизни на земле.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 3365 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...