Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова



«НЕ ТОЛЬКО МАЛЬЧИШКИ»

Выполнила студентка

Поволжской государственной

социально-гуманитарной академии (г. Самара)

Сорокина Кристина Олеговна
Научный руководитель:

к.п.н, доцент

Платонова Марина Львовна

Есть личности, влияние которых на жизнь общества выходит за пределы их чисто профессиональной деятельности. Таким был Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) – классик советской музыки, крупный общественный деятель, выдающийся просветитель и педагог [4].

Творческое наследие Д. Б. Кабалевского – композитора обширно и масштабно (5 опер, 4 симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, для скрипки и виолончели с оркестром, сонаты и 24 прелюдии для фортепиано, крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием на стихи Р. Рождественского, кантата «Песня утра, весны и мира» и др.). Характерной особенностью творчества Д. Б. Кабалевского является то, что б о льшая часть его посвящена молодёжной теме. Образы детства и юности органично входят в его крупные сочинения, не говоря уже о песнях, фортепианных пьесах, написанных специально для детей, которые композитор начал сочинять уже в первые годы своей творческой деятельности. К этому же времени относятся и его первые беседы о музыке с детьми, получившие в дальнейшем глубокий общественный резонанс. Начав беседы в пионерском лагере «Артек» ещё до войны, Д. Б. Кабалевский вёл их до последних лет жизни в московских школах. Эти беседы обрели вторую жизнь в книгах Д. Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое», «Как рассказать детям о музыке», «Ровесники».

Делом всей своей жизни Дмитрий Кабалевский считал созданную им музыкально-педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и основанную на ней программу по музыке для общеобразовательной школы, главной целью которой было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство.

О. Бальзак сказал: «Недостаточно быть просто человеком, надо быть системой». Если автор бессмертной «Человеческой комедии» имел в виду единство творческих устремлений человека, подчинение их одной глубокой идее, воплощение этой идеи всеми силами могучего интеллекта, то Д. Б. Кабалевский, несомненно, принадлежит к этому типу «людей – систем». Всей своей жизнью – музыкой, словом и делом утверждал он истину: прекрасное пробуждает доброе – сеял это доброе и растил его в душах людей [4].

Песня Д. Б. Кабалевского «Не только мальчишки» посвящена памяти юной партизанки Ларисы Михеенко. Обычная ленинградская школьница, закончив учебный год, летом 1941 года Лариса уехала на каникулы к дяде в Пустошкинский район Псковской области. Вернуться домой ей было не суждено: началась война, деревню, где жила семья девочки, заняли фашисты Лариса, мечтавшая вырваться из гитлеровского рабства, вместе с подругой ушла в местный партизанский отряд.

В начале ноября 1943 года Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатова и остановились в доме у проверенного человека. Лариса оставалась снаружи для наблюдений. Внезапно появились враги (как выяснилось позже, партизанскую явку сдал кто-то из местных жителей). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели на допрос. В пальто у юной партизанки была ручная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой граната не взорвалась.

4 ноября 1943 года после жестокого допроса, сопровождавшегося пытками, Лариса была расстреляна [2]. Уже после войны ленинградская школьница Лариса Михеенко была представлена к правительственной награде. В Указе о награждении Ларисы орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово - «посмертно»…

О подвиге юной ленинградки в своем стихотворении рассказал Виктор Викторов (1925-1991) - поэт и драматург, который сам был участником Великой отечественной войны. Несмотря на воплощенную в стихотворении идею прославления героизма тринадцатилетней советской школьницы, поэтический текст не несет однозначно назидательного характера; он наполнен трогательными, теплыми интонациями, в контрасте с которыми героические акценты звучат особенно остро: «Была ты веселой кудрявой девчонкойРазведчицей храброй в отряде была»; «О мужестве маленькой дочки своей». А рефрен структурно (восклицания «Ой», повторы-причитания) и интонационно близок к жанру плача:

Ой, Лариса, карие глаза,

Ой, Лариса, светлая слеза.

Слово недосказано, есня не допета,

Только сосны знают, Где-ты, где ты, где ты

Тем не менее, или, вернее сказать, за счет этого и благодаря торжественному поэтическому заключению – героизм подвига юной партизанки раскрывается особенно значимо и глубоко.

На Псковщине сосны стоят вековые,

Легенды звучат в мерном шуме ветвей.

Пусть слышит Россия, пусть слышит Россия,

О мужестве маленькой дочки своей!

Произведение Д. Б. Кабалевского на стихи В. Викторова «Не только мальчишки» написано в традиционной для песни куплетной форме, для которой характерен принцип повторности. Однако, талантливому композитору удается вложить в небольшую музыкальную структуру (всего 32 такта) столь насыщенный арсенал музыкальных средств, что их разнообразное (в зависимости от поэтического текста) исполнительское воплощение в трех куплетах позволяет создать емкий и выразительный образ.

Запеву песни предшествует скорбное, тяжёлое вступление в тональности f-moll. Жестко вырастают метрические «столбы» – изложение длительностями «четверть с точкой» в размере 6/8. Внутренняя триольная пульсация добавляет напряженности. Нисходящие «неумолимо-холодные» ходы октавными унисонами в низком регистре, использование «ломанного» звукоряда с пониженными ступенями (ces – отклонение в субдоминанту и ges – II пониженная), акценты и динамика f – все это создаёт образ надвигающейся неумолимой трагедии (Пример №1). Он будет постоянно возвращаться между куплетами, создавая драматическую канву повествования. А также его отголоски, отдельные интонации будут присутствовать в басовой фортепианной партии на протяжении всего произведения.

После столь драматичного и статичного вступления неожиданно искренно-трогательно звучит у хора одноголосная волнообразная мелодия в тональности As-dur. Изложение восьмыми в размере 9/8 придает этой теме особую взволнованность (Пример №2). Начинается повествование (1 куплет) в сдержанном темпе и динамике mf.

В сопровождении появляется более лёгкая фактура, оно дублирует мелодическую линию. Только нисходящая секундовая интонация f-es (назовем ее «интонацией вздоха»), появляющаяся в басу аккомпанемента, придает мажорной, свободно льющейся мелодии оттенок щемящей грусти. И мажорная тональность звучит недолго. Мелодия незавершенно останавливается на VI степени, которая в аккомпанементе гармонизована S4/6As-dur. Однако в басу грозно звучат «роковые» октавы по звукам b-moll гармонического, тональности субдоминанты f-moll. И на слова «не только мальчишки...» появляется D к f-moll. Настойчивое повторение слов и одного и того же мелодического оборота, следующий затем мелодический взлет в пределах октавы и стремительное падение на квинту создают напряжение. В сопровождении появляются тревожные октавные унисоны, напоминающие вступление (Пример №3).

В конце запева происходит замедление, практически остановка движения, в этой застывшей тишине остаются только «интонации вздоха» в фортепианной партии, которые теперь – в полутоновом варианте и подчеркнутые штрихом tenuto и замедлением темпа (poco rit.) - звучат пронзительно драматично.

И из этой скорбной тишины появляется мелодия сродни протяжной народной песне. Она контрастна предыдущему музыкальному образу: окрашена в исключительно минорные тона (f-moll), триольное наполнение метрической доли меняется на дуольное (размер 2/4); несмотря на авторское обозначение темпа «В том же движении», за счет использования более длинных протяженных длительностей это движение как бы приостанавливается в тяжком осмыслении случившейся трагедии. В хоре появляется трех- и двухголосие, поддержанное минимальным, но очень выразительным сопровождением: фортепианная партия, практически дублируя хор, добавляет остнатную пульсацию восьмыми (как биение сердца) и щемящие акценты на слабую долю.

Дальнейшее небольшое секвенционное развитие и усиление звучности («слово не досказано...»), поддерживаемое октавными унисонами в сопровождении, приводит к трагично обрывающемуся вопросу «где ты?» - вместо ответа только тишина – короткая восьмая пауза. Трижды повторенный, этот вопрос сначала звучит с надеждой (мажорная субдоминанта), затем почти обреченно (возвращается минорная VI ступень), а в третий раз на его окончание жестко на sub.f «наступает» грозная тема вступления.

Д. Б. Кабалевский создал целостный и выразительный образ отважной партизанки и простой ленинградской девчонки, удивительно глубоко проникнув в содержание и внутреннее наполнение поэтического текста. Но чтобы в полной мере передать замысел и поэта, и композитора необходимо, исполняя эту песню, в рамках куплетной формы выстроить целостную драматургию. Она построена как на контрастах (образных, динамических, тембровых, штриховых), так и на сквозном развитии. Для этого все три куплета, каждый запев и припев должны исполняться по-разному, необходимо использовать различные исполнительские средства.

Так, первый куплет – это зачин, начало повествования. Хор должен исполнять его просто, без излишнего пафоса, но достойно, с уважением начиная рассказ. Со слов «не только мальчишки» появляется более мужественное звучание, это должно проявиться в характере звука – более насыщенном – и в смене звуковедения – ближе к marcato.

Во втором куплете напряжение нарастает за счет контраста: первая половина безмятежна и светла («была ты кудрявой, весёлой девчонкой») – mf, спокойное движение мелодии, легкий звук; вторая («разведчицей храброй…») – стремительный эмоциональный накал, доходящий до непреодолимого, «кричащего» отчаяния – драматической кульминации «в минуту ареста тебя подвела». Этот драматический контраст сопровождается сменной тембровой краски - звук становится прикрытым, темным, дикция более выпуклой и четкой, в том числе и за счет активизации часто встречающейся согласной Р, динамика стремительно насыщается, доходя до напряженного f.

Третий куплет – это широкий, торжественный эпилог, в каждой строке которого слышится гордость за великий подвиг мужественной девочки. Характер звука становится распевно-величавым, внутренняя пульсация как будто становится крупнее, артикуляция объемнее. Весь куплет звучит полнозвучно на mf – f.

И особую роль в драматургии этой песни играет припев. Во всех трёх куплетах припевы исполняются по-разному, так как они завершают драматургическое развитие предшествующего запева. Первый припев, как первое прикосновение к трагедии, предчувствие боли. Поэтому, неожиданным и особенно остро щемящим слышится первый возглас «Ой» на «p», который, на наш взгляд, следует усилить исполнением небольшого акцента с филированием, а далее застывшее piano non cresсendo.

Второй припев после динамической кульминации – это продолжение трагедии, которое не требует значительной остановки и предельного piano в припеве, и должно отражаться в более «глубоком», скорбном звуке, выразительной фразировке на mp.

Третий припев – это светлая память, несмотря на то, что звучит минор. В этом припеве воплощено чувство особого преклонения перед подвигом девочки. И поэтому как смысловую кульминацию следует рассматривать заключительный мажорный аккорд (F-dur).

Исполняя это произведение и, особенно, припевы, стоит помнить слова выдающегося хормейстера А.В.Михайлова: «Обязательно смешение света и тени, отчаяния и надежды, боли и радости. Переплавлять силу«f» в «p» боли, а не сопоставлять «f» и «p» (1, 32).

Произведение написано для детского хора или ансамбля с сопровождением. Общий диапазон: с1-f2, используется в основном удобная тесситура.

Мелодия в запеве исполняется одноголосно, что потребует хорошего навыка унисонного пения, но трудности не вызовет, так как мелодия дублируется в сопровождении. Определённые трудности могут возникнуть при вокализации скачков на ч4, ч5, ч7, которые нужно исполнять уверено, заполняя широкие интервалы. Для этого потребуется крепкое «опёртое» дыхание. Смена размеров с различным внутридолевым наполнением – 6/8 и 2/4 – представляет определённую сложность, но точный жест дирижера и фортепианная партия помогут точно перейти с триольной пульсации на дуольную (в припеве).

Припев представляет б о льшую трудность для исполнения. Это и интонационные трудности – чистое интонирование 3-х и 2-х-голосия и дальнейшее схождение в унисон, затем снова трезвучие; также чистое интонирование высокой, а затем минорной VI ступени у альтов на слова «где ты?». Необходимо также работать над ансамблем, например, в начале припева трезвучие в динамике p должно звучать в уравновешенном хоровом ансамбле; ансамбль не должен нарушаться при переходе с многоголосия, двухголосия к унисону и обратно. В анализируемом произведении нужно обратить большое внимание на работу над осмысленным, выразительным и четким произношением текста.

Это произведение достаточно трудно для исполнения детским хором, так как дети должны прочувствовать, понять и передать смысл подвига, трагичность гибели маленькой, но храброй девочки – Ларисы Михеенко. И педагог-хормейстер должен суметь объяснить ученикам, что «все, что можно выразить в музыке, рождается только внутри. Все – изнутри – людям» (1, 31).

Список литературы

1. Весна в декабре. А. В. Михайлов. В воспоминаниях и архивных документах. СПб.: Сударыня, 2004.

2. Надеждина Н. А. Партизанка Лара. М.: Детская литература, 1988.

3. Платонова М. Л. Самостоятельная работа над хоровой партитурой: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. Самара: Изд-во СГПУ, 2008.

4. Пожидаев Г. Дмитрий Борисович Кабалевский //

Режим доступа: http://www.belcanto.ru/kabalevsky.html

Анализ хорового произведения (методический)





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 2040 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...