Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы и методы анализа хоровых произведений



ПЛАН

1. Цель анализа хорового произведения.

2. Целостный анализ (хороведческий).

3. Вокально-интонационный анализ (методический).

4. Краткая устная аннотация.

1. Цель анализа хорового произведения

Основная цель анализа хорового произведения – научить будущих хормейстеров грамотно и целенаправленно работать над репертуаром.

Анализ хорового произведения может быть кратким (схематичным) в виде устной аннотации и развернутым, в виде письменного анализа. Но в любом случае он должен выявить ответ на следующие главные вопросы:

1. Какую мысль (содержание) передают авторы? (Анализ поэтического текста (если таковой имеется) и музыкальных средств, при помощи которых композитор передает то или иное содержание, рисует те или иные образы).

2. Какими художественными средствами (темп, динамика, агогика, тембр, артикуляционные приемы фразировки и др.) можно наиболее убедительно и ярко передать данное содержание, воплотить его в реальном звучании.

3. Какими дирижерскими средствами и приемами (роль кисти, локтя, плеча, величина и объем жеста, способы передачи логической связи между фразами, подход к кульминации и т.д.) можно реализовать исполнительский художественный образ?

4. Какие вокальные, ритмические, интонационные, ансамблевые и другие технические трудности могут возникнуть перед дирижером в процессе реализации идеального исполнительского замысла?

Ответы на поставленные вопросы, по мнению В. Л. Живова, помогут решить главную задачу музыканта-исполнителя – донести до слушателя все богатство и значительность содержания произведения [3, С.109].

2. Целостный анализ (хороведческий)

В отечественном музыкознании общепринят «целостный» (комплексный) анализ. Его важнейшими принципами являются:

изучение данного произведения как своеобразного явления должно осуществляться не автономно, а в тесной связи со всем творчеством композитора;

рассмотрение средств выразительности музыкального произведения в единстве с содержанием;

разбор отдельных компонентов формы не изолированно, а во взаимодействии, в контексте с целым.

По мнению многих выдающихся педагогов - музыкантов главная цель целостного анализа состоит в более полном постижении образа произведения.


Целостный анализ включает в себя музыкально - теоретический и вокально-хоровой анализ с более подробным и детализированным описанием всех особенностей языка изложения; характера использования выразительных средств. Как известно, произведение для хора создается на базе определенного поэтического образа. Композитор конкретизирует или переосмысливает его, выделяя в нем грани, кажущиеся ему наиболее важными и близкими своей индивидуальности, вносит в него звуковысотную, метроритмическую, динамическую, гармоническую, тембровую окраску и, следовательно, создает в значительной мере новый художественный образ.

Хоровое произведение как явление искусства объединяет в себе музыкальную и поэтическую стороны. В этом заключается его особенность и определенная трудность для анализа.


Наблюдения показывают, что в педагогической практике словесному тексту и поэтическому образу, составляющему с музыкой единый художественный организм, уделяется недостаточное внимание, в то же время как образное видение стихотворения, понимание логики средств воплощения его идеи, а также ритмических и стилистических особенностей ведет к более полноценному эмоциональному и интеллектуальному осознанию произведения.

Анализируя форму хорового произведения, начинающие дирижеры, в большинстве своем, обычно не уделяют внимания словесному тексту. Исходя из закономерностей строения инструментальной музыки, они делают ошибки в определении структуры хоровых сочинений, проявляющиеся в неверной трактовке строфической формы, расширенного или свободно развитого периода, видоизмененной двух - или трехчастной формы, совмещенных форм. Внимание к этой стороне анализа помогло бы добиться уменьшения количества структурных неточностей, а также способствовало достижению большей целостности в трактовке поэтического и музыкального содержания.

Неповторимое своеобразие анализа проявляется в тех художественно - эстетических оценках и в том характере обобщений, который делает анализирующий, раскрывая художественный образ и идею произведения в процессе его изучения.

Чрезвычайно остро в связи с этим ставится вопрос о восприятии художественного (в частности музыкального) произведения и как особого его вида - художественного восприятия, ибо восприятие искусства связано с многообразными актами мышления и переживаний. Всякое большое и достаточно значимое произведение искусства несет большую смысловую нагрузку: оно эмоционально воздействует на слушателя, вызывает у него целый мир мыслей, переживаний и устремлений, связанных с системой его нравственных взглядов, эстетических воззрений, с его отношением к жизни, с его мироощущением.

Для восприятия важны такие качества музыканта как развитый музыкальный слух и вкус, интонационная чуткость, ясность представлений, эмоциональная отзывчивость.

Критериям целостного анализа в полной мере отвечает, на наш взгляд, план анализа хоровой партитуры Г. А. Дмитревского, данный им в книге «Хороведение и управление хором» [2, 85-86]:

1. Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.

2. Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения. Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм, темпы (агогика), динамика. Интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и пр.

3. Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора - однородный, смешанный, на сколько голосов. Ансамбль. Строй (интонирование), диапазон каждой партии, степень использования каждой партии и тесситура, особенности дыхания, характер звука, вокальность текста и особенности дикции и т. д.

4. План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.

5. Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.

3. Вокально-интонационный анализ (методический)

Анализ вокально-интонационных особенностей изложения является центральным разделом в письменной аннотации, ибо это ценно и существенно, прежде всего, с точки зрения практического опыта дирижера -хормейстера, накапливающегося и развивающегося в процессе такого вдумчивого и целенаправленного освоения вокальных особенностей изложения и хорового звучания партитуры в целом.

Квалифицированному дирижеру хора, пишет Л. Г. Арчажникова, необходимы музыкально-теоретические и вокально-хоровые знания особенностей хоровой партитуры, поскольку они помогают формировать модель ее внутреннего интонирования, находить варианты гибкого варьирования приемов управления хоровым звучанием, новых, нестандартных, эффективных средств решения исполнительских задач [1, 66]. Для формирования данных хормейстерских навыков необходимо постоянно развивать способность к музыкально- слуховым представлениям о хоровой звучности: фактурных, жанровых, структурно-композиционных, нюансовых и т.д.

Прекрасный образец плана вокально-интонационного анализа разработал для своих учеников Н. М. Данилин [4, 277]:

1. Авторы текста и музыки.

2. Текст и его идеологическое содержание.

3. Основная тональность.

4. Диапазон, регистры и тесситура отдельных хоровых партий. Голосоведение, удвоения, тембризация. Неансамблевые аккорды и способы сделать их ансамблевыми.

5. Характер и степень трудности в мелодиях каждого голоса по ритмическому и интервальному содержанию. Горизонтально-мелодическое и вертикально-гармоническое соотношение голосов. Способы их исполнения.

6. Гармония (степень ее сложности и модуляционный план). Отметки трудных мест, как в партитуре, так и в хоровых партиях.

7. Гармонический и полифонический стили с точки зрения исполнительских условий.

8. Тип хора (однородный, смешанный). Хоровое произведение с сопровождением и без него. Задавание тона по камертону и модулирование голосом.

9. Метр (простой, сложный, сложно-несимметричный).

10.Темп (постоянный, меняющийся, осложненный добавочными музыкальными терминами, агогика).

11.Форма пьесы в целом.

12.Фразировка (расчленение больших и малых отделов пьесы и логическая спаянность их). Динамика. Дикция. Типы дыхания в хоровом пении (небольшие фразы, расчлененные паузами; фразы, не расчлененные паузами; кантилена; длинные фразы без пауз; непрерывная текучесть пьесы). Выявление главных и побочных тем. Проставление как в партитуре, так и в хоровых партиях цифр и знаков дыхания.

13.Стиль пьесы. Живая эмоциональность исполнения пьесы в целом и ее отдельных моментов. Связь текста с музыкой и общий характер в отношении художественного замысла.

14.Проигрывание за фортепиано в темпе хоровой партитуры с пропеванием отдельных хоровых голосов.

15.Дирижирование пьесой наизусть (глаза дирижера должны быть все время на хоре).

4. Краткая устная аннотация

Для активизации и развития деятельности интеллекта и чувства в процессе анализа хорового произведения в рамках занятий в кассе хорового дирижирования и курса теоретические основы техники дирижирования можно предложить следующие вопросы-задания, которые можно рассматривать как план устной аннотации:

кратко проанализировать, эпоху, в которую жил автор стихотворного текста, расширить и углубить знания его творчества;

определить жанровые, структурные и художественные особенности стихотворения, отметить их влияние на эмоциональную и идейную сущность образа (если эта часть более трудного произведения, то для правильного понимания содержания литературного текста познакомиться с оригиналом в его полном виде);

расширить имеющиеся сведения о творчестве композитора, направлении и стиле его письма, эпохи, в которую он жил и создавал свои произведения. Кратко проанализировать 2-3 других произведения этого же композитора;

проанализировать музыкальную ткань произведения; раскрыть средства выразительности (мелодику, гармонию, метроритм, динамику, агогику, ладотональный план, форму, структуру), способствующие выявлению образа сочинения, отметить их эмоциональную нагрузку. При определении формы хорового сочинения исходить не только из музыкального, но и стихотворного своеобразия партитуры;

проанализировать вокально-хоровые особенности произведения (состав хора, вид изложения партитуры, характер звуковедения, тесситурное, динамическое, и тембровые соотношения хоровых партитур, фразировку, дыхание, диапазоны, вокальную нагрузку голосов, особенности дикции). Обратить внимание на логику раз вития фраз, кульминацию и выразительные средства, ее оттеняющие, выявить их роль в раскрытии содержания;

суммировать свои впечатления о произведении, показать своеобразие преломления композитором литературного образа, музыкальное обогащение его внутреннего смысла;

попытаться вспомнить, получил ли данный литературный текст воплощение в творчестве других композиторов. Кратко отметить различие трактовок;

составить исполнительский план произведения.

Критерии анализа:

1. Качество характеристики творчества автором произведения.

2. Степень внимания к словесному тексту как поэтическому образу.

3. Всесторонность рассмотрения выразительных средств произведения и их связи с идейно-эмоциональным содержанием хора.

4. Умение обосновать свою исполнительскую интерпретацию.

Из приведенных выше планов видно, что вне зависимости от типа, анализ вокально-хорового произведения должен осуществляться в несколько этапов: от первоначального знакомства с произведением до высшей степени его изучения, когда анализ частей переходит в стадию синтеза и глубокого обобщения.

Рекомендуемая литература:

1. Арчажникова Л. Г. Профессия- учитель музыки. М.: Педагогика, 1984.

2. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. 3-е изд. испр. СПб.: Лань, 2007.

3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Памяти Н. М. Данилина. Сборник статей /Сост.-ред. А. Наумов – М.: Сов. Композитор, 1986.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего необходимы навыки анализа хоровых произведений учителю музыки?

2. Сравните планы анализа Г. А. Дмитревского и Н. М. Данилина, приведенные в тексте и ответьте на вопрос: В чем заключаются различия между хороведческим и методическим анализом хорового произведения?

3. Какой из типов анализа наиболее целесообразен при работе над репертуаром уроков музыки и почему?





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 3957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...