Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анализ хоровой партитуры



Большую пользу для изучения партитуры приносит ее анализ, позволяющий проникнуть в замысел композитора и найти наиболее выразительную исполнительскую форму, которая сможет наилучшим образом раскрыть перед слушателями художественный образ произведения. При анализе выразительных средств данного произведения нужно избегать их формального перечисления или же от изложения субъективных ощущений («я так чувствую», «мне так кажется»), не подкрепленных объективными данными партитуры. Целостный анализ хоровой партитуры и инструментального сопровождения лучше вести от общего к частному, рассматривая смысловое и интонационное содержание произведения в обязательной связи с тематизмом, мелодикой, хоровым изложением, темпом, нюансами и т. п. Разбор же по отдельности содержания, музыкально-теоретической и вокально-хоровой сторон партитуры, как правило, оказывается менее целесообразным. В анализе следует остановиться на достоинствах и слабых сторонах произведения, а также дать приблизительное определение степени трудности его для исполнителей (какой квалификации хор может это произведение исполнить).

Возникшее в процессе анализа отношение к художественному образу произведения, несомненно, скажется при составлении исполнительского плана, где особое внимание, уделяется тем или иным выразительным средствам, их взаимосвязи и ощущению формы в целом. Отметив в партитуре места наиболее трудные в интонационном, ритмическом, ансамблевом и других отношениях и уяснив методы преодоления этих трудностей, хормейстер составляет план работы с хором па определенное число репетиций, имея в виду следующий порядок: 1) работа над интонацией, ритмом, звуком; 2) работа над фразой, словом, нюансом, темпами, вокальной выразительностью (окраской), ансамблем; 3) работа над формой в целом (соподчинение отдельных элементов, выделение главного). Но при этом не следует забывать, что разделение это условно и имеет в виду лишь акцентирование на разных этапах различных сторон единой творческой работы с хором.

Большую пользу приносит письменный анализ партитуры: это приучает более точно формулировать свои мысли.

Изложим круг вопросов, который полезно охватить в аналитической работе:


На основе проделанного всестороннего анализа и своего исполнительского замысла следует установить темпы, агогику, динамику, фразировку, штрихи и др., отобрав для этого необходимые дирижерские выразительные средства и приемы дирижирования, создающие необходимую образную картину, ситуации, настроения и обеспечивающие управление исполнением.

Составление плана разучивания произведения с хором. Разделение произведения на «рабочие» куски (если произведение крупной формы или очень сложное). Определение трудных мест и установление методов их преодоления (по строю, ансамблю, метроритму, вокальной стороне, дикции и др.). Определение тех жестов, которые на репетиции играют главную и вспомогательную роль для усвоения произведения (объемность, четкость), доминирование той или другой стороны жеста в зависимости от задачи (что именно у певцов пока не получается: метроритм, штрих, «опора» звука и др.). Определение этапов работы (техническая и художественная сторона) и методов проведения репетиций (всем хором, однородными группами или по партиям). Указание (приблизительно) необходимого количества репетиций в определенной последовательности: по голосам, общих и др.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1085 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...