Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Партитуры дирижёром



ПРЕДРЕПЕТИЦИОННАЯ РАБОТА ДИРИЖЕРА НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ ДИРИЖЁРОМ

ПЛАН

1. Необходимость предварительного изучения хоровой партитуры дирижёром.

2. Этап знакомства с партитурой.

3. Этап инструментально-вокального изучения партитуры.

4. Анализ хоровой партитуры.

5. Этап дирижерского овладения хоровой партитурой.

6. Подготовка к первой репетиции с хором.

Необходимость предварительного изучения хоровой

партитуры дирижёром

Одним из основополагающих факторов формирования верной интерпретации у дирижера по праву считается глубокое, всестороннее знание хоровой партитуры, проникновение в ее идейную сущность и образную сферу. И это же является главным условием дальнейшей успешной работы над ней с хором. От чего, в конечном счете, будет зависеть скорость разучивания произведения, глубина постижения его художественных образов певцами, а также сила и убедительность эмоционального воплощения. Поэтому «сложная и многообразная работа дирижера над хоровой партитурой, – пишет С. А. Казачков, – требует умения организовать этот процесс в определенном порядке, спланировать его, не разбрасываясь и не упуская важного и существенного» [2, 105].

Изучение исполняемой хоровой партитуры дирижером еще важно потому, что в его процессе формируется та идеальная модель замысла и исполнения, к которым впоследствии будут стремиться совместно и дирижер, и хор. Невозможно представить, чтобы музыкант-исполнитель достиг успеха без глубокого знания и внутренного слышания музыки, которую он собирается исполнять. Это особенно важно в работе с хором, где убедительное исполнение может быть достигнуто лишь при условии, что дирижер еще во время репетиций превратил свой замысел в коллективный, то есть увлек своим замыслом весь хор и каждого его участника. Коллективный замысел – это замысел дирижера, воспринятый и усвоенный хором, ставший для каждого певца «как бы своим».

 
 


Однако случается так, что дирижер, полагаясь на собственную музыкальную интуицию, чутье и талант, не всегда приходит на репетицию зная партитуру, что называется, «на зубок» и надеется понять ее, овладеть ею вместе с хором. Как верно подмечает С. А. Казачков «тот, кто пытается выучить произведение на хоре, превращает последний в жалкий инструмент, в домашнее фортепиано, в средство для необдуманных проб и механической работы. К моменту, когда партитура выучивается означенным способом, хор окончательно и безнадежно теряет к ней интерес» [2, 105-106]. Действительно, такая система работы, не говоря о ее профессиональной бесплодности, неверно воспитывает хор, унижает его, лишает его творческой инициативы, подрывает веру в руководителя и в хоровое пение как искусство.

Ответственный дирижер поступает иначе. Он многократно проигрывает и пропевает изучаемую партитуру. В результате этого у него формируются каждая интонация, слово, фраза, образуя единое художественное целое. Придя на репетицию, такой дирижер не только знает партитуру, но и владеет ею в голосе, в руках, осязании, зрении, слухе и может в любой момент воспроизвести и показать хору все, что вызвано потребностями процесса разучивания партитуры.

Разучивание с хором без предварительного и досконального знания партитуры позволяют себе, как правило, наименее квалифицированные работники. Большие художники, мастера, легко ориентирующиеся в любой партитуре и умеющие работать «с листа», считают своим долгом тщательно изучать произведение до репетиций. Так работал Рахманинов-дирижер. Он всегда приходил на репетицию с полным знанием партитуры. Для него было характерно «безграничное увлечение, предваренное мыслью, анализом, пониманием и проникновением в стиль исполняемого», в результате чего возникала «ясность плана, цельность общей линии, глубокое ощущение мелоса… ритмика, темпы, краски…».


В.Орлов, Н.Данилин, П.Чесноков, М.Климов, А.Свешников и другие хоровые дирижеры придавали огромное значение всестороннему знанию партитуры до начала работы над произведением в хоре. «Дирижер должен, прежде всего, усвоить простую истину, - говорил П. Г. Чесноков, - нельзя учить других тому, что сам не знаешь. Самое подробное и глубокое предварительное изучение сочинения составляет долг дирижера» [4, 137].

Таким образом, система тщательной и всесторонней работы над партитурой является непререкаемым и всеобщим требованием, а не делом вкуса или индивидуальной манеры того или иного мастера.

2. Этап знакомства с партитурой

Работа хормейстера над партитурой нового произведения подразделяется на три основных этапа: ознакомление, изучение, исполнение. Конечно, такое деление условно, так как элементы одного этапа, как правило, присутствуют и в других. Например, уже на первом этапе, при ознакомлении с произведением, у дирижера возникает к нему творческое отношение, которое в дальнейшем может лечь в основу третьего этапа, а на третьем – исполнительском этапе – дирижер продолжает изучать произведение все глубже и глубже, открывая в нем все новые стороны.

       
   
 


Первый этап – ознакомление – может иметь разные формы, начиная от прослушивания произведения в записи и кончая собственным его проигрыванием на фортепиано. Важной на этом этапе является та форма ознакомления, которую условно назовем формой «застольного периода». Имеется в виду, что дирижер еще до проигрывания на фортепиано внимательно всматривается и вслушивается в произведение, знакомится с текстом и музыкой, с темпами, объемом произведения, обозначениями композитора и редактора, составом хора и т. п. С самого начала изучения произведения необходимо вдуматься в смысл текста и постараться понять, как прочел его композитор и какие средства музыкальной выразительности сделал главными. Важно также еще до изучения за фортепиано представить себе звучание произведения в общих чертах, а наиболее простые фрагменты музыки – даже в данной хоровой звучности. Это в значительной степени помогает тренировке внутреннего слуха и развитию творческого воображения.

Затем хормейстер продумывает план дальнейшей работы и переходит к изучению партитуры за фортепиано, хотя, конечно, «застольная» работа – мысленное вслушивание в текст - продолжается и далее.

3. Этап инструментально-вокального изучения партитуры

Внимательно проверив свое внутреннее слышание партитуры (для этого достаточно, не торопясь, сыграть ее), дирижер добросовестно разучивает ее на фортепиано. Следует предостеречь от частого проигрывания от начала до конца в ожидании, что все «выйдет» само собой. В результате произведение «заигрывается» и, надоев, остается недоученным. Особое внимание следует уделить трудным местам, их нужно играть отдельно в медленном темпе с продуманной аппликатурой. Вначале партитуру лучше играть в среднем темпе и лишь постепенно переходить к авторскому темпу, если он очень медленный или быстрый.

Изучая партитуру за фортепиано, дирижер должен все время стараться представить себе за звучностью инструмента звучность хора. Его пальцы, играя хоровые голоса, должны как бы «произносить» слова хора, придавать этому «произнесению» ту выразительность и окраску, которые зависят от художественного образа произведения и от особенностей данного хорового звучания. Продуманная и выразительная фразировка при игре на фортепиано поможет в дальнейшем и нахождению нужных жестов в дирижировании.

       
   
 


Пение партий должно отличаться вокальной грамотностью и быть близким к манере звучания данного хорового голоса. Следует, в частности, стараться петь партии в том регистре, в каком они написаны композитором. Хормейстер должен также уметь выразительно читать текст изучаемого произведения наизусть, образно и лаконично рассказать об особенностях его музыкального воплощения. Петь хоровые партии нужно для того, чтобы вокально почувствовать их мелодическую выразительность, выяснить интонационные и ритмические трудности, проверить смену дыхания, регистровые особенности, узнать степень удобства произнесения текста, найти вокальную окраску звучания и пр. Пропевая все хоровые партии, дирижер начинает хорошо осознавать их выразительность и степень трудности исполнения, находит методы преодоления этих трудностей.

Игра и пение партитуры не только помогает изучению произведения, но и является необходимым условием для демонстрации этого произведения перед хором, донесения до исполнителей содержания партитуры. Дирижер должен помнить, что его первой задачей будет «влюбить» хор в произведение, над которым всем участникам исполнения предстоит работать. Умение в любую минуту сыграть хоровую партитуру и инструментальное сопровождение пригодится дирижеру и в дальнейшем, когда нужно будет подыграть во время репетиции трудные для хора места или проаккомпанировать инструментальное сопровождение.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1058 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...