Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие о содержании воспитания



Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

14. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности. Ушинский о единстве общечеловеческого и национального в воспитании. Статья «О народности в общественном воспитании».

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.

Толерантность – вообще терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке людей, концепций, событий.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Развивающая функция труда обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. В основе пед. системы У. лежит идея народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географ., природными условиями. Эта мысль находит отражение в его статье «о народности в обществ воспитании». В ней Ушинский анализирует системы воспитания во Франции, Германии, Америке, Англии. Он отмечает, что немецкое воспитание стремиться к систематичности и всесторонности. Программы громадны и многосложны. Цель – воспитание великих ученых и философов. Противоположно немецкому воспитание в Англии, где цель воспитания – развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена. Английское воспитание создано для аристократов и дворянства. Образование граждан государства не входит в число обязанностей английского правительства. Во Франции цель воспитания в передаче технических познаний. Ушинский доказывал нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русс. почву. У. подчеркивает, что одной из харак-ых черт воспитания русского народа является развитие чувства патриотизма, глубокой любви к родине. У. выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу. У. отмечал, что воспитание всегда связано с народными и единичными особенностями человека. Оно, прежде всего обращается к характеру человека, а характер – эта почва, на которой коренится народность.

Нравственное и гражданское воспитание в современной школе. Вопросы нравственного воспитания в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского.

Нравственное воспитание-целенаправленно-организованный процесс формирования у воспитанников нравств. Качеств, соответствующих требованиям обществ морали.Задачи: 1) формир. Нравств. Сознания; 2) воспит. И развитие нравств. Человека; 3) выработка умений и привычек нрав. Поведения.Нравственность человека-освоенная внутренне-принятая общественная мораль, регулирующая его индивид.Основой нравств. Воспитания явл. Понятие нравств. Ч-ва –постоянные эмоциональные переживания,ощущения.Нравственность человека проявл. В сознат. Следовании нравств. Принципам и в формах нравств. Поведения.Нравств. свойства закрепл. Чертах хар-ра, св-вах личности, привычках,формах поведения.Суть нравств. Воспит. Личности заключаеться в преодолении ребенком внешних и внутр. Противоречий.Процесс нравств. Воспитания-организация детей на преодоление и решение жизненных противоречий, проблем,конфликтов. Результат нравств. Воспитания- нравств. Воспитанность. Нравств. Воспитание эффективно, когда его следствием становяться нравств. Самовоспитание и самосовершенствование. Нравств. Воспитание в школе обеспечивает формир. Человеческого патриотизма, бережного отношения к природе, трудолюбия, внимательного и бережного отношения к окр. Людям, к себе, сочетание обществ и личных интересов. Подходы к организации нравст. Воспитания: 1) вербально-мероприятийный (разработка системы просветит. Бесед о моральных правилах); 2) деятельностно-меропиятийный (вовлечение детей в разработ. Систему деят-ти); 3) подход целостности, единства нравственного воспитания и жизни.Цель нравств. Воспитания- формирование нравств.-устойчивой цельной личности.К нравств. Чувствам относят: любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство и стыд. Формы нравств. Воспитания: урочная и внеурочная. Воспитание для Сухомлинского — это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. Основным содержанием нравственного воспитания он считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Все нрав­ственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе, основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств — сочувствия, сострадания, отзывчивости. Главной целью воспитания В. А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Из системы взглядов В. А. Сухомлинского на школьное воспитание можно сделать вывод: главной задачей школы является воспитание человека, который бы в любой области, полезной для общества, смог подняться на наивысшую ступень гражданственности. Роль человека в общественном прогрессе определяется не его профессией самой по себе, а идейным и нравственным смыслом его деятельности. задачи нравственного воспитания:

1. последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2. формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

3. направлять сознание, чувства, поведение на овладение и реализацию принципов морали;

4. формирование нравственного обмена личности.

В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

1. забота о возвышении человеческого достоинства - главное в воспитании;

2. педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

3. следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

4. в природе вечный источник детского разума;

5. учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;

6. нравственным путеводным огоньком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а когда его отношение к человеку – маленькому школьнику, является образцом, вершиной нравственности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 645 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...