Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии?



Под натурализмом в философии Гуссерль понимал трактовку реальности и сознания как природного процесса, познаваемого в объективно-значимой форме. Следовать естественно-научному образцу, для которого только пространственно-временной телес­ный мир является природой, значит, по Гуссерлю, неизбежно натурализовать сознание2. При таком подходе к сознанию теряется из виду самое главное — межсубъектные связи, определяю­щие сущность сознания и недоступные для экспериментального исследования, на которое опираются фактуальные науки.

Психологизм в философии выражается в попытке обоснова­ния философии, ее значимости через опору на психологию как науку о фактах. Гуссерль подчеркивает, что такая попытка лишает философию ее предмета. Так как, во-первых, фактуальная наука не может быть обоснованием эйдетической науки, поскольку эйдетическая наука имеет дело не со случайными фактами, а с «априорными интенциональными основаниями эмпирического». Во-вторых, сущность психического исключает бытие в смысле телесного бытия природы, которое познается как индивидуальное тождество во множестве опытов. Концепция сознания строится Э. Гуссерлем на основе понятия интенционалъности (направлен­ности любого акта сознания на объект), введенного его учителем, психологом Ф. Брентано. Всякое сознание есть «сознание о», интенциональность внутренне присуща сознанию, поэтому изуче­ние его сущности означает изучение смысла сознания и его пред­метности как конституирования системы переживаний, посред­ством которых для ego существует мир.

Историцизм, подобно психологизму, также пытается обосно­вать философию через опору на историю как науку о фактах. А факт, по Э. Гуссерлю, не обладает и не может обладать абсо­лютной ценностью. Поэтому как историцизм, так и психологизм являются с точки зрения феноменологии вариантами псевдофи­лософии, а не строгим и точным философским знанием.

Единственной дисциплиной, способной сделать филосо­фию строгой и точной наукой, является феноменология. Фе­номенология есть наука о феноменах. Феномен есть то, что проявляется, поскольку оно проявляется в сознании. Человече­ское «Я» и все вещи, окружающие его, суть феномены. Благо­даря принципу феноменологической редукции, т. е. воздержа­нию (эпохе) от веры в реальность окружающего мира, мы со­зерцаем эйдос мира, его идеальную ценность. С этой точки зрения редукция является эйдетической. Поскольку феномен проявляется только в сознании и только посредством акта со­знания, т. е. сознание субъекта определяет положение вещей в реальности, редукция является также и трансцендентальной. Вместе с тем в отличие от кантовской трактовки сознания как создающего объект, Э. Гуссерль считает, что сознание лишь проявляет объект во мне, и больше ничего. В двойном — эйде­тическом и трансцендентальном — измерении феномен, равно как и его явленность сознанию, представляет собой нечто аб­солютное — сущность вещи, ее бытие. Сознание, осуществляющее редукцию, самодостаточно, и благодаря его деятельности нам открывается единственное абсолютное бытие. Интенцию на объект, непосредственно и в оригинале данный сознанию, Гуссерль называет интуицией. Задача философии и есть дости­жение очевидности, основанное на объективной апелляции к интуиции, а не на чьих-либо точках зрения.

Для завершения своей теории Э. Гуссерль вводит понятие «конституирование». Сознание есть конституирующий поток пе­реживаний. Формой конституирования является феноменологи­ческая темпоральность — единство прошлого, будущего и насто­ящего в одном интенциональном акте сознания. Посредством конституирования в форме темпоральное сознание «Я» обла­дает окружающим миром и самим собой. Философия и есть, по Гуссерлю, высшая попытка Разума конституировать с подлин­ной очевидностью «Я» и то, чем является мир этого «Я».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...