Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета?



Основоположником феноменологии как ведущего направления современной западной философии является Э. Гуссерль (1859— 1938), поставивший проблему философии как строгой и точной на­уки. С точки зрения Э. Гуссерля, все существовавшие в его время философские учения не соответствовали требованиям строгой науч­ности, так как за образец научности берут существующие науки о природе и обществе. Все науки можно подразделить на два основных вида — эйдетические науки, к которым относятся логика, математика и философия, и фактусшъные науки, которые обосно­вывают свои суждения ссылкой на факты, а последние носят слу­чайный характер. Философские суждения не обладают ни точно­стью математических истин, ни чувственной наблюдаемостью истин физических и не должны обладать ими, так как философия являет­ся совершенно новым измерением знания, связанным со стремле­нием к чистому и абсолютному знанию. Подлинная философия или трансцендентальная феноменология, в отличие от фактуальных наук, есть наука не о фактах, но о сущностях. А в отличие от дру­гих эйдетических наук, например математики, она не может абстра­гироваться от того факта, что все данное нам дано через сознание. Философия в качестве своего предмета имеет дело с мыслью, на­правленной на предмет, как таковой, и в этом смысле она не дискурсивна, а интерпретатшна. Абсолютная самоочевидность, абсо­лютная истина, непосредственная созерцаемостъ сущности — таковы черты философского знания, по Э. Гуссерлю. Строгая наука в этом смысле есть название абсолютных и вневременных ценностей, со­ставляющих простой, безусловно ясный порядок.

Выявить эти сущности, т. е., конституировать предмет фи­лософии в феноменологическом смысле этого слова, возможно только при помощи специального метода — метода феномено­логической редукции. Феномен и есть та сущность, которая про­являет себя в сознании благодаря феноменологической редук­ции. Феноменологическая редукция осуществляется в два эта­па: на этапе эйдетической редукции мы «заключаем в скобки внешний мир», т. е. ставим под сомнение ценность исходного для многих наук протоверования в реальность внешнего мира. Трансцендентальная редукция «заключает в скобки эмпирическое самосознание», т. е. ставит под сомнение протоверование в реальность Я как части реальности внешнего мира. Мир, та­ким образом, редуцируется к чистому феномену или эйдосу (в логически и словесно фиксированной форме), конфигурации всего данного, выступающей как «мерка реальности, фактич­ности». Феноменологическое знание есть абсолютное знание о сущности, которое оправдывает всякое знание о факте.

Поясняя идею Гуссерля о философии как строгой науке или чистом знании, русский философ-феноменолог Г. Г. Шпет пишет о двух житейских соблазнах для философии как чистого зна­ния — пойти путем «псевдофилософии» или путем «мудрости». Псевдофилософия возникает, когда философия берется решать научными средствами (по образцу какой-либо специальной нау­ки) вопросы, которые научному решению не подлежат. Нечто случайное, фактичное возводится при этом в ранг абсолютной ценности. Цель философии не объяснение, а непредвзятое описа­ние того, что видит сознание в рефлексии на самого себя. Путь «мудрости» возникает, когда философия рассматривается как ис­кусство жизни, призванное дать жизненные рецепты или средст­ва для спасения души. Но ступить на этот путь значит отказаться от собственного предмета философии, который объективен, а не субъективен — в качестве такового выступает истина, т. е. то, что есть, или бытие, которое переживается нами в его целом, во всем. Философское знание, с точки зрения Г. Шпета, существует не для мудрости (решение Востока), не для техники (решение со­временной Европы). Оно самоценно, устанавливает и описывает то, что есть на самом деле, без фантазий и домыслов; оно не предписывает, не проповедует, не оценивает. «Философия требует личного самоотречения, но не потому что ей нужен человек, а потому что истина не может быть личной».




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 197 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...