Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии?



Отношение к религии является одним из тех вопросов, ко­торые позволяют выявить существенные противоречия позити­визма. Будучи разновидностью натуралистической философии, позитивизм отвергал всякие «скрытые сущности», «высшие силы» — все, что не дано в опыте. Единственным источником истинного знания для позитивизма всегда оставалась наука. Казалось бы, такие установки должны были бы сделать всех приверженцев позитивизма убежденными атеистами, какими были, например, родственные позитивистам по ряду изначаль­ных установок материалисты. В реальности, однако, все оказы­вается гораздо сложнее. Не существует какой-то одной неиз­менной позиции позитивизма в вопросе о религии, взгляды его теоретиков в данной области изменялись.

Но можно говорить о трех основных точках зрения, кото­рые помогут нам составить представление об отношении пози­тивизма к религии: это религиозный критицизм, богостроитель­ство и теория «двойственности истины».

Потенциал религиозного критицизма содержался уже в одной из главных концепций основоположника позитивизма О. Конта — за­коне трех стадий. Этот закон говорил об эволюции человеческого духа как в родовом, так и в индивидуальном плане. Существуют соответствующие этим трем стадиями три вида мировоззрения, три метода познания и три формы общественного устройства. Религия есть выражение первой стадии, фиктивной, или теологической, суть которой в том, что человеческий дух, стремясь к абсолютному зна­нию, наделяет жизнью фиктивные существа (богов) и с их помо­щью пытается объяснить все на свете. Эта стадия давно осталась в прошлом, поэтому религия — отживший феномен. Религиозный критицизм Конта нашел себе немало продолжателей, среди кото­рых надо выделить видного историка религии Ж. Э. Ренана (1823—1892). В XX в. критиком религии выступал один из осново­положников логического позитивизма, Б. Рассел.

Однако весьма любопытным является то обстоятельство, что у О. Конта религиозный критицизм постепенно угасал и основатель позитивизма эволюционировал в сторону богостро­ительства. Он стал рассматривать созданную им «позитивную философию» как введение в новую теологию. Им создается новый катехизис, который учит поклонению новому божест­ву — Человечеству. Это и есть новая Религия Человечества. Че­ловечество под именем «Великого Существа» входило в состав придуманной Контом Новой Троицы наряду с «Великой Окру­жающей Средой» (космосом) и «Великим Фетишем» (Землей). Служителями нового культа должно было стать новое духовен­ство — философы-энциклопедисты, врачи и поэты. У Конта нашлись последователи: английские контисты открыли в 1870 г. в Лондоне «позитивистский храм». Богостроительским изысканиям был не чужд и Б. Рассел в определенный период своего творчества («Сущность религии», 1912), хотя в других своих работах английский философ выступает и как неприми­римый критик религии, прежде всего христианства.

Отношение к религии с позиций теории «двойственности истины» характерно для английского философа 2-й пол. XIX в. Г. Спенсера. Эта теория возникла в средневековой схоластике, чтобы примирить веру (религию) и разум (рациональное зна­ние). В Средние века она служила для оправдания существова­ния знания за пределами откровения. Спенсер же приспосаб­ливает ее для оправдания существования веры за пределами науки. Он считает, что спор религии и науки, столь характер­ный для его времени, происходит из-за чрезмерных притяза­ний их обеих. Он прекратится, стоит только твердо установить границы познания. Тогда наука не будет стремиться проник­нуть в сферу непостижимого и претендовать на всезнание, не будет стремиться стать законодателем в области мораль­но-нравственной, а религия не станет навязывать свое видение в той сфере, которая доступна научному пониманию. Согласие науки и религии — вот основная идея Г. Спенсера.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 911 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...