Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики?



Основателем философской герменевтики считается Ф. Шлей­ермахер (1768—1834) — немецкий протестантский философ, совре­менник и оппонент Г Гегеля. Будучи протестантским теологом, Ф. Шлейермахер много занимался проблемами истолкования Биб­лии и был знаком с различными приемами интерпретации юри­дических, исторических, филологических, мифологических и рели­гиозных текстов. Ф. Шлейермахер поставил перед собой задачу объединить разнообразные герменевтические приемы в одну об­щую методику, описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов (юридических, мифологиче­ских, религиозных) идет речь. Понимание является в концепции Ф. Шлейермахера универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому Шлейермахер называл свою герменевтику универ­сальной (применимой для любых текстов). Всякий процесс пони­мания подчиняется, по его мнению, одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с точки зрения Ф. Шлейермахера, описывают структуру любого процесса понима­ния. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером, рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического крута и диалога.

Ф. Шлейермахер полагал, что главная цель понимания в том, чтобы понять автора текста. Искомый смысл текста он фактически отождествляет со скрытыми интенциями автора текста. Романтический интерес Ф. Шлейермахера к индивидуа­льности автора и попытка создать методологию проникновения в эту индивидуальность оказались востребованными в связи с развитием методологии гуманитарных наук.

В. Дильтей (1833—1911) — немецкий философ, представи­тель философии жизни — в своей философии откликнулся на теоретические проблемы, возникшие в связи со становлением гуманитарных наук, прежде всего истории. Рассматривая мето­ды гуманитарного познания, В. Дильтей исходил из принципи­ального различия между естественными и гуманитарными нау­ками, «науками о природе» и «науками о духе». Специфиче­ским способом познания гуманитарных наук В. Дильтей считал понимание — постижение смысла культурно-историче­ских явлений. Не рассматривая себя в качестве представителя герменевтики, В. Дильтей разработал свою концепцию понимания и тем самым внес существенный вклад в развитие фи­лософской герменевтики.

Философия М. Хайдеггера (1889—1976) сочетает в себе тради­ции феноменологии и экзистенциализма. Вместе с тем, подни­мая главный для себя вопрос о смысле бытия, М. Хайдеггер об­ращается к герменевтике, поскольку понимание смысла является центральной герменевтической проблемой. Историчность челове­ческого существования, его зависимость от прошлого, существо­вание в настоящем и устремленность в будущее, придает истори­ческий характер пониманию смысла бытия. Проблема историч­ности понимания получила развитие в герменевтике Г. Гадамера.

Г. Гадамер (1900—2001) — немецкий философ, ученик М. Хай­деггера, является крупнейшим представителем современной гер­меневтики. Он рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Человек сталкивается с необходи­мостью понимать себя, понимать другого, понимать происходя­щие события, понимать историю, понимать искусство и т. д. Бы­тие человека с этой точки зрения можно назвать пониманием. Таким образом, герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, учением о бытии. При этом необходимо отметить, что методоло­гические функции герменевтики Г. Гадамер не отрицает. Герме­невтика как методология гуманитарных наук должна быть, с его точки зрения, дополнена герменевтикой-онтологией.

В работах современного французского философа П. Рикера (р. 1913) органично сочетается интерес к герменевтике, струк­турализму, психоанализу и другим философским течениям. Рассматривая понимание и интерпретацию как способы пости­жения смысла текста, П. Рикер подчеркивает, что смысл тек­ста имеет много уровней. Поэтому результатом интерпретации всегда является конфликт множества интерпретаций, ни одна из которых не должна быть абсолютизирована. В качестве своеобразного текста П. Рикер рассматривает социальное дей­ствие. Человеческая деятельность является символически опо­средованной, поэтому она имеет определенные сходства с тек­стом и может быть интерпретирована как текст. В современ­ную философию, ориентированную на синтез философских школ и течений, герменевтика входит в качестве необходимого элемента всякого философствования.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...