Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Трактаты. Диалоги. Притчи. 1 страница



СОДЕРЖАНИЕ

КНИЖЕЧКА, НАЗЫВАЕМАЯ SILENUS ALCIBIADIS, СИРЕЧЬ ИКОНА АЛКИВИАДСКАЯ (ИЗРАИЛЬСКИЙ ЗМИЙ)........................... 7

Главизна сей книги....................... 6

Преддверие, или крыльцо................... —

Предел 1-й. Обращение притчи к богу, или к вечности.... 11

Предел 2-й. В вещах можно приметить вечность...... 11

Предел 3-й. Начало во всех системах мирских умозрится и всю тлень, как одежду свою, носит; оно есть мир перво­родный............................. 12

Предел 4-й. Здесь несколько знамений, гербов и печатей,

тайно образующих горнее начало............ 13

Предел 5-й. На сем начале утверждена вся Библия..... 14

Предел 6-й. Библия есть маленький богообразный мир, или мирик. Мироздание касается одной ее, не великого, тварьми обитаемого мира................. —

Предел 7-й. О символах, или образах. Как оные называлися

у эллинов? А как называются в Библии?........ 16

Предел 8-й. Первый опыт, испытывающий силу следующего

слова: «Совершилися небо и земля»........... 17

Предел 9-й. Испытывается сила следующего слова: «Почил

в день седьмой от всех дел своих»............. 17

Предел 10-й. О захарпевском свечнике............ 24

Предел 11-й. О снах фараоновых............... 20

Предел 12-й. О жертве авраамской.............. 21

Предел 13-й. О семи хлебах.................. 22

Предел 14-й. О плащанице, Петру ниспущенной...... 23

Предел 15-й. О лестнице Иаковлен, о семи городах, женах,

трубах и горах......................... 24

Предел 16-й. О бесконечной пространности и непроходимости

дома божиего........................ —

Предел 17-й. О змие...................... 25

Катавасия, или снисхождение................. 30

КНИЖЕЧКА О ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,

НАРЕЧЕННАЯ ЖЕНА ЛОТОВА............ 32

Примета 1-я. О наставнике.................. 32

Примета 2-я. О симпатии, или сострастии, между чтецом

и наставником....................... 34

Примета 3-я. Об отвержении светских мнений........ —

Примета 4-я. О страшной опасности в чтении....... 35

Примета 5-я. О чтении в меру................ 36

Примета 6-я. О- чтении в пользу душевную......... 55

Примета 7-я. О верном вожде................ 57

БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ О

СЕМ: ЛЕГКО БЫТЬ БЛАГИМ............. 59

Главизна творения........................ 59

Борьба и пря о том: претрудно быть злым, легко быть

благим............................ 60

Беседа ангельская о клевете дьявольской и о кознях, отво­дящих от истинного утешения.............. 60

Львиная ограда......................... 63

Путь спасительный....................... 65

Путь мира, наречен пуст.................... 66

Путь левый, наречен вентер.................. 68

Богач, путешествуя, поет песнь.............. 69

Лицемеры, молясь, поют................. 70

Ангельская песнь в силу сего: «Бездна бездну призы­вает».......................... 72

Клевета............................. 73

Кознь.............................. —

Адское царство на чем основано?............... 74

Плачущая бесплодная..................... 80

Песнь............................ 81

Обновление мира........................ 81

Песнь победная....................... 82

Антифон........................... 82

ПРЯ БЕСА СО ВАРСАВОЮ................. 85

Предел, что все в мире — похоть очей, труд и горесть... 94

Край райский.......................... 96

БЛАГОДАРНЫЙ ЕРОДИЙ.................. 99

Главизна и твердь книжицы.................. 99

Притча, нареченная «Еродий»................. 100

УБОГИЙ ЖАВОРОНОК.................... 119

Притча, нареченная «Убогий Жаворонок»........... 119

Основание притчи........................ —

Песнь рождеству Христову о нищете его.......... 131

ДИАЛОГ. ИМЯ ЕМУ — ПОТОП ЗМИИН.......... 135

Глава 1-я. Притча: слепой и зрячий............. 136

Глава 2-я. Диалог, или разглагол............... 137

Глава 3-я. Испытывается божия сила в некинх местах биб-

лейных........................... 145

Глава 4-я. Продолжается суд над змием........... 151

Глава 5-я. О злобе зминной. Песнь.............. 160

Глава 6-я. О преображении.................. 162

Глава 7-я. О воскресении................... 165

Переводы …………174

ПИСЬМА

К М. И. КОВАЛИНСКОМУ................. 218

К Я. ПРАВИЦКОМУ..................... 360

К РАЗНЫМ ЛИЦАМ...................... 379

К НЕИЗВЕСТНЫМ ЛИЦАМ................. 414

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕРЕВОДЧЕСКИЕ РАБОТЫ

EXCERPTA PHILOLOGICA.................. 422

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫПИСКИ.............. 425

[СОН].............................. 429

ТОЛКОВАНИЕ ИЗ ПЛУТАРХА О ТИШИНЕ СЕРДЦА 202

ОДА............................... 174

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ковалинский Μ. И. Жизнь Григория Сковороды...... 439

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ. СЛОВАРЬ

ПРИМЕЧАНИЯ.......................... 500

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН...................... 561

ТРАКТАТИ, ДІАЛОГИ, ПРИТЧІ

КНИЖЕЧКА, НАЗЫВАЕМАЯ SILENUS ALCIBIADIS, СИРЕЧЬ

ИКОНА АЛКІВІАДСКАЯ

[ИЗРАИЛСКІЙ ЗМІЙ] 1

Написана 1776 года, марта 28-го Поднесена в день пасхи 2

/ 202 /

ВЫСОКОМИЛОСТИВОМУ ГОСУДАРЮ СТЕПАНУ ИВАНОВИЧУ, ГОСПОДИНУ ПОЛКОВНИКУ ЕГО ВЫСОКОРОДІЮ ТЕВЯШЕВУ 3

/ 211 /

Высокомилостивый государь!

Известное впрямь 4 есть слово Сократово: «Иной живет на то, чтоб есть, а я-де ем на то, чтоб жить».

Жизнь не то значит, чтоб только есть и пить, но быть веселым и куражным, и сытость телесная не даст куража сердцу, лишенному своея пищи.

В сем-то разуме учил своих друзей Епикур, что жизнь зависит от сладости и что веселіе сердца есть то живот человеку. Горатіус то же, что Епикур, мыслит: Nec dulcia differ in annum.., сиречь: «Сладости не отлагай на год». А что он чрез сладость разумеет веселіе сердца, видно из последующих: Ut quocunque loco fueris, vixisse libenter te dicas, сиречь: «Дабы ты мог сказать о себе, что для тебе везде жилось куражно». / 212 /

Утешеніе и кураж, кураж и сладость, сладость и жизнь есть то же. И что Горацій сказал: сладости не отлагай, то Сенека протолковал: жизни не отлагай. Sera nimis est vita crastina. Vive hodie 5 — «Живи днесь».

Силу слова сего люди, не раскусив во всех веках и народах, обезславили Епикура за сладость и почли самаго его пастырем стада свиннаго, а каждаго из друзей его величали: Epicuri de grege porcus.

Ho когда жизнь от сердечнаго веселія, а веселіе от сладости, тогда откуду зависит сладость, услаждающая сердце?

Изъясняет боговидец Платон А: «Нет сладчае истины». А нам можно сказать, что в одной истине живет истинная сладость и что одна она животворит владеющее телом сердце наше. И неошибся некий мудрец, положившій пределом между учоным и неучоным предел мертваго и живаго.

Пифагор, раскусив éмблемат треугольника и узрев в нем истину, с веселіем вопіет: / 221 / «Обретох! Обретох!».

А Divinus Plato 6 [Божественний Платон]. Прим. автора.

Видно, что жизнь живет тогда, когда мысль наша, любля \7\ истину, любит выследывать тропинки ея и, встретив око ея, торжествует и веселится сим незаходимым светом. Сей свет услаждает и старость Солонову; а он, и состареваясь, каждый день нечто вкушает от ядомых всеми, но не истощаемых сладостей, согревающих и питающих сердечныя мысли, как весенное солнце каждую тварь. И как правильная цыркулаціа крови в зверях, а в травах соков раждает благосостояніе телу их, так истинныя мысли озаряют благодушіем сердце. И не дивно, что некіих избранных человеков монументы и записки сею такою надписью оглавлены: житіе и жизнь имя рек.

Житіе значит: родиться, кормиться, расти и умаляться, а жизнь есть плодоприношеніе, прозябшее от зéрна истины, царствовавшія в сердце их. И не напрасно друг истины Цицеронов Катон любил в старости пирушки, но растворенныя насыщающими сердце мудрыми беседами, начертающими невидимую нигде, / 222 / а прекрасную ипóстась истины, влекущія всех чувствы и услаждающія.

К чему ж сія речь течет? К тому, что высоких фамилій люди не только в тяжбах, войнах, коммерціях, домостроительствах, художествах, но и в самом первом пункте, сиречь в мыслях, до бога касающихся, должны находить истину, а противоборствовать суеверію.

Верно, что шар земный без болотных луж, без мертвых озер, без гнилых и долних низкостей быть не может. Но в таких местах жабы и сродныя им птицы да водворяются, а соколы с орлами выспрь в пространство чистых небес да возносятся, оставив дрождіе для непросвещенной подлости.

Итак, благочестивое сердце между высыпанными курганами буйнаго безбожія и между подлыми болотами рабострастнаго суеверія, не уклоняясь ни вправо, ни влево, прямо течет на гору божію и в дом бога Ияковля.

Верно слово, что царь и судія израилскій, / 231 / а христіанскій бог есть бібліа.

Но сей бог наш первее на еврейскій, потом на христіанскій род безчисленныя и ужасныя навел суеверій наводненія.

Из суеверій родились вздоры, споры, секты, вражды междусобныя 7 и странныя, ручныя и словесныя войны, младенческіе страхи и протч. Нет желчнее и жестоковыйнее суеверія и нет дерзновеннее, как бешенность, разженная слепым, но ревностным глупаго поверія жаром тогда, когда сія ехидна, предпочитая нелепыя и нестаточныя враки над милость и любовь и онемев чувством человеколюбія, гонит своего брата, дыша убійством, и симь мнится службу приносити богу.

Сей седмиглавный дракон (бібліа), вод горких хлябы изблевая, весь свой шар земный покрыл суеверіем. Оно не иное \8\ что есть, как безразумное, но будьто богом осуществованное и защищаемое разуменіе.

Говорят суеверу: «Слушай, друг! Нельзя сему статься... Противно натуре... Кроется здесь что-то». Но он во весь опор со желчію / 232 / вопіет, что точно летали Иліины кони. При Елиссее 8 плавало-де железо, разделялись воды, возвращался Іордан, за Іисуса Навина зацепилося солнце, за Адама зміи имели язык человеческой... Вот! Скоро-де конец міру... бог знает, может быть, в следующій 1777 год спадут на землю звезды... Что? Разве нельзя, чтоб Лот был пян от нововыдавленнаго вина?.. Пускай оно у нас не хмельное, но от бога вся возможна...

Сих дрождей упився, суевер бражничает и козлогласует нелепую, обявляя непріятелями и еретиками всех несогласных ему. Лучше не читать и не слышать, нежели читать без очей, а без ушей слышать и поучатися тщетным. Детское есть сіе мудрованіе, обличающее наглость и непостоянность блаженныя натуры, будьто она когда-то и где-то делала то, чего теперь нигде не делает и впредь не станет.

Все же то невеликое, что ненужное, и все ненужное то, что не всегда и не везде есть возможное. / 241 / Возможное и нужное, а нужное и полезное есть то же и напротив того. Кая ж слава и хвала делать невозможное?

Все преграждаемое законом блаженныя натуры есть тем не полезное, чем не возможное, а чем полезное, тем возможное. По сему-то есть благословенно царство ея и дивным вкусом дышет сіе слово Епикурово: «Благодареніе блаженной натуре за то, что нужное зделала нетрудным, а трудное ненужным».

Востать противу царства ея законов — сія есть нещасная исполинская дерзость, люблящая прегражденіе, невозможность и безполезность, а супостат ползе.

Как же могла востать сама 9 на свой закон блаженная натура, раз она велела тонуть железу — и бысть тако?!

Такія нелепыя мысли пущай место имеют в детских и подлых умах, / 242 / не в возмужавших и высоких фамилій людях. Да вкушают божію сію ложь и буйство дети и то до времени, а благоразумные да будут готовы к лучшему столу. Они, не быв причастниками лжи сея и буйства, могут не зажигать, но тушить факел колеблющаго общую тишину и бражничествующаго раскола.

Нет вреднее, как тое, что сооружено к главному добру, а зделалось растленным. И нет смертоноснее для общества язвы, как суеверіе — листвіе лицемерам, маска мошенникам, стень тунеядцам, стрекало и поджога детоумным.

Оно возъярило премилосердную утробу Тита, загладило Іерусалим, разорило Царьград, обезобразило братнею кровію \9\ парижскія улицы, сына на отца вооружило. И не напрасно Плутарх хуже безбожія ставит суеверіе. Для меня-де лучше, когда люди скажут, что Плутарха на свете не было, нежели что он был нагл, непостоянен, немилосерд / 251 / и протч.10 Да и впрямь суевер скорбит, если кто на полдень, а не на восток с ним молится. Иной сердит, что погружают, другой бесится, что обливают крещаемаго. Иной кленет квас, другой оприсноки... Но кто сочтет всю суеверных голов паучину? Будьто бог — варвар, чтоб за мелочь враждовать.

Во всех же сих вздорах бегут к покровительнице своей бібліи, а она со строптивыми развращается.

Біблія есть ложь, и буйство божіе не в том, чтоб лжи нас научала, но только во лже напечатлела 11 следы и стези, ползущій ум возводящія к превыспренней истине, как значит вопрос сей: «Аще убо введеши мя в пределы их?» «Аще же ли и веси стези их?» (Іов, 38).

Вся же тварь есть ложь непостоянна и обманчива, и вся тварь есть то поле следов божіих. Во всех сих лживых терминах, или пределах, таится и является, лежит и востает пресветлая истина и о ней-то слово: / 252 / «Истина от земли возсія». «Злато земли оныя доброе».

И всем сим следам и писанным и глаголанным в ней будет совершеніе от господа, сиречь конец и событіе неосуществованным тварям приложит истина господня. Вот что значит: «От бога вся возможна», сиречь по тварям оно пустое и нестаточное, а по бозе действительное и точное.

Кто? Разве кто угорел или в горячке, тот скажет: «Железо плавает... От бога-де вся возможна...» И кой сей есть род странный богословія, если в нем речь о железе, не о бозе?

Сіе значит: начать за здоровья, а кончить за упокой, по пословице.

Впротчем 12 же буде, когда, наконец, сверх поля тленныя твари (железо ли она, или золото, или алмаз) покажется обвитая железом по ребрам своим пресильная истина, во время оно благоразумный не умолкнет и скажет: «Всплыве железо» (4 Царств, гл. [6]). / 261 /

Как солнечный блеск по верху вод, а воды сверх голубаго озера и как пестрые цветы, высыпанные по шелковом полю в хитротканных камках, так по лицу в бібліи сплетеннаго множества тварей безчисленных, как манна и снег, во свое время являет прекрасное свое вечности око истина. И о сих-то ткателях и книгосплетцах, каков был Веселеил и протчіе 13, гремит вопрос божій к Іову: «Кто дал есть женам тканія мудрость 14 или испещренія хитрость?» (гл. 38).

Здесь авктóры нарицаются жены, соткавшія біблейные свитки разных полотен. Во Иліи тоже нам нужды нет. Но \10\ сія стень нечтось ведет лучшее себе. Да там и написано так: «Разумееши ли, яко Илія взятся?..»

Будьто за ухо порвав, догадываться велит, что в сих враках, как в шелухе, закрылось семя истины. А сіе и мальчик разумеет: «Взят бысть Илія вихром...» / 262 / Что ж есть сіе? Ответ: сей есть глагол божій — не человечій и не о человеке. Илія есть стень того: «Ходяй на крилу ветрен». А колесница и конница чія? Ізраилева?.. Никак!, Колесница божія, а конница его ж. Іяков же, так как и Илія, есть слабая тень того: «Подъях вас, яко на крилех орлих, и приведох вас к себе».

Сей на всех их, как на апостолах и на своих ангелах, ездит, и не Симеон его, но вечный Симеона и всех их, как ветошь свою, носит.

Являясь истина по лицу фігур своих, будьто ездит по них.

А они, возвышаясь в тонкій божества разум, будьто вземлются от земли и, достиг к своему началу с Іорданом, паки отпадают, как после плодов листвіе в прежнее тлени своей место с Давидом: «Ослаби ми, да почію прежде даже...» 15

И сіе-то есть: «Преобразит тело смир[енія] н[ашего]. Истина, возвышая Илію, преобразует и всех их. В сію гавань желает душа Давидова, / 271 / и в сем безопасном месте намерен, как елень, отложить роги свои. «Кто даст мне криле?..»

Достиг же к точке, паки в ничтожность свою возвращается. «Прежде даже не отыйду и к тому не буду» 16.

«Презирающій сокровенную во лжи біблийной истину подался к стороне безбожников, а гоняй ветры 17 и насыщаяйся лжею есть суевер, ползущій и грязь со зміем ядущій. Тот нагл и недогадлив, а сей глуп и гнусен. Благороднее есть презреть, нежели около оприснóка жевать трепицу. Если кто оттворил начальную дверь сію: «Вначале сотвори бог небо и з[емлю]» 18.

Легко может входить и в протчія 19 сих книг обители. Кажется, дверь сія отверста для каждаго, но сію мысль опровергает слово Петрово: «Таится бо сіе от них, яко небеса беша исперва», сиречь, что значит: «Вначале сотвори б[ог] небо и з[емлю]» 20. Каждая почти здесь сентенціа не вкусна, поколь не прилóжит своея к ней силы рука, / 272 / у Даніила по верху стены, а у евангелиста по земле пишущая. И всякая мысль подло, как змій по земле 21 ползет. Но есть в ней око голубицы, взирающія вышше 22 потопных вод на прекрасную ипóстась истины. Словом, вся сія дрянь дышет богом и вечностью, и дух божій носится над всею сею лужею и лжею. Я в сей книжечке представляю опыты, коим образом входить можно в точный сих книг разум. Писал я ее, забавляя праздность и прогоняя скуку, а вашему высокород[ію] 23 подношу не столько для любопытства, сколько ради засвидетельство-\11\ванія благодарнаго моего сердца за многія милости ваши, на подобіе частых древесных ветвей, прохладною тенью праздность мою вспокоива́ющія, так что и мне можно сказать с Мароновым пастухом: Deus nobis haec otia fecit.

Высокомилост[ивый] государ!

вашего высокор[одія]

всепокорнейший и многоодолжен[ный] слуга

студент Григорій Сковорода 24. / 281 /

ГЛАВИЗНА СЕЯ КНИГИ

«Ты кто еси. И рече им Іисус: — Начаток» (Ев[ангеліе от] Іоанна, гл. 8).

«Блага Мудрость... паче же видящим солнце» (Премудр[ости] Солом[она]).

«Блага ярость паче смеха. Яко в злобе лица ублажится сердце» (Премудр[ости] Солом[она]).

«Начало Сіону дам...» (Исаіа).

«Испытайте писаній... Та суть, свидетелствующая о мне» (Ев[ангеліе от] Іоанна гл. 5).

«Не на лица зряще судите...» (От Іоанна Ев[ангеліе]) 25.

Слово к богу: A te principium, tibi desinat, то есть:»Ты и от тебе начало исходит; к тебе ж оно и конец свой приводит» 26. / 282 /

ПРЕДДВЕРІЕ, ИЛИ КРИЛЬЦО / 291 /

Пустынник обитал в глубоком уединеніи. Он каждый день при восхожденіи солнца всходил в пространный вертоград. В вертограде жила гірекрасная и чрезчур смирная птица. Он любопытно взирал на чудныя свойства оныя птицы, веселился, ловил и темь нечувствительно провождал время. Птица, нарочно близко садясь, куражила ловлю его и казалась тысячу раз быть в руках, но не мог ее никогда поймать. «Не тужи о сем, друг мой, сказала птица, что поймать не можеш. Ты станеш век меня ловить на то, чтоб никогда не уловить, а только забавляться». Когда-то приходит к нему друг его. По привитаньи завелась дружеская беседа. «Скажи мне, спрашивает гость, чем ты в дремучей твоей пустыне 27 забавляешься? Я бы в ней умер от скуки...» Но пустынник / 292 /: «Скажи-де ты прежде, что тебе веселит в общежительстве? Я бы в нем умер от грусти...» — «Моих забав три родника, — гость отвечал, — 1) оказываю по силе домашним моим и чужим благодеянія; 2) хорошее благосостояніе здравія; 3) 28 пріятность дружескаго общежительства...» — «А я, — сказал пустынник, — имею две забавы: птицу и начало. Я птицу всегда \12\ ловлю, но никогда не могу ее поймать. Я имею шелковых тысячу и один фигурных узлов. Ищу в них начала и никогда развязать не могу...»

«Мне твои забавы, — говорит гость, — кажутся детскими. Но если 29 они невинны, а тебе веселить сродны, я тебе прощаю», И оставил друга с забавным его началом. / 10/301 /

Предел 1-й

ОБРАЩЕНІЕ ПРИТЧИ К БОГУ, ИЛИ К ВеЧНОСТИ

Божественные миста́гоги, или тайноводители, приписывают начало единственно точію богу. Да оно и есть так точно, естли осмотреться... Начало точное есть то, что прежде себе ничего не имело. А как вся тварь родится и ищезает, так, конечно, нечтось прежде ея было и после ея остается. Итак, ничто началом и концем быть не может. Начало и конец есть то же, что бог, или вечность. Ничево 30 нет ни прежде ея, ни после ея. Нсе в неограниченных своих недрах вмещает. И не ей что-либо, но она всему началом и концем. Начало и конец есть, по мненію их, то же. И точно так есть, если разсудить. Вечность не начинаемое свое и после всего остающееся пространство даже до того простирает, чтоб ей и предварять все-на-все А. В ней так, как в колце: первая и последняя точка есть та же, и где началось, / 10/302 / там же и кончилось.

А Все-на-все; graece: па́мпан, universum 31. Прим. автора.

В самых тварях сіе можно приметить: что тогда 32, когда согнивает старое на ниве зерно, выходит из него новая зелень и согнитіе стараго есть рожденіем новаго, дабы, где паденіе, тут же присутствовало и возобновленіе, свидетельствующее о премудром ея и всесохраняющем міростроительстве.

Во всяких же веществах для любопытнаго зрителя премилосердная сія мати, почти осязаемая, но не понимаемая, подобна смирной, но не уловляемой птице.

Сіе правдивое начало везде живет. По сему оно не часть и не состоит из частей, но целое и твердое, затем и неразоряемое, с места на место не преходящее, но единое, безмерное и надежное. А как везде, так и всегда есть. Все предваряет и заключает, само ни предваряемое, ни заключаемое. Сим началом благословляется Асир, сын Іяковль 33: «Покрыет тя божіе начало».

Прозревшій сквозь мрак сіе начало назывался у еврей пророком, назывался и священником, то есть святое видящим и / 11/311 / показующим, а чрез то людским освятителем. Инде такіе \13\ называлися маги, или волхвы, инде халдеи, гимнософисты; у еллин — іереи, софи, философи, іерофанты и протчая 34. Определенные 35 ж в сію науку увольнялись всех житейских дел. Сіе значило посвятиться богу. Тогда они в натуре и в книгах вольно искали начала.

Предел 2-й

В ВЕЩАХ МОЖНО ПРИМеТИТЬ ВеЧНОСТЬ

Землемеры во всех своих фигурах восходят к источнику, находят центр и начало. А если кто чистосердечный охотник, может в некоторых веществах примечать тончайшій дивнаго сего начала луч, каков испущает во мраке утренняя заря.

Взглянем (например) на рыбу, названную у римлян remora, сиречь удержаніе. Она, прильнувши к брюху корабля, самое быстрейшее удерживает его стремленіе.

Поколь смотриш на рыбу, не чувствует душа никакова вкуса. А когда проницать оком во утаéнное в неболшой рыбе божіе / 11/312 / начало, тогда сердце находит сладость сота, найденнаго во льве Сампсоном. «Гортань его — сладость и весь желаніе».

Безместное и нестаточное дело, дабы рыба одною тленныя своея природы грязью могла препобедить и обуздать быстроту столь ужасныя ма́шины, если бы в тленной ея тме не закрывался начальник тот: «Положи тму, закров свой».

Сей есть родник антипафіи и симпафіи А.

Взглянем на землю и на около нас находящеесь. Мелочной зверочок мыш, вкравшаясь за дорожним припасом в коляску, бешенную рысть самых буйных лошаков приводит в слабость и истомленіе. Взглянь на слабосильного зверька 37 — человека 38. Он водит медведи и сло́ны. Взглянь на маленькую компасную коробочку и на малую часть корабля — на его руль. Он правит теченіе, а тая указывает путь. Маленькая искра разоряет городскія стены. Из крошечнаго зéрна выходит толикая яблонь. Легенькій во́здушный шум есть испущенное из / 12/321 / уст слово, но оно часто или смертно уязвляет, или в кураж приводит и оживляет душу. Малая птица — петух пугает льва, а мыш — сло́на. Невидная пружина в составе движет всю часовую машину. Неосязаемая в цыркуле точка источником есть всех фигур и машин. Десятофунтная машинка ворочает стопудную тяжесть. Соломяный крутень разбивает кремень. Ничтожная гражданских законов бумажка содержит гражданство в тишине.

А ’Αντιπάθης, συμπαθής — противострастный, сострастный; сострастіе, противострастіе 36. Прим. автора.

Отцовская старость \14\ владеет жестоковыйными рабами и буйными сынами. Слабаго здоровья государ управляет безсловесную свирепость народную.

Все сіе по плоти ничто же есть, но по сокровенному в себе естеству сильное. «Дух животворит». Сіе чудное начало: в немощах — сила, в тлени — нетленіе, а в мелочи есть величіе. Оно начиная — кончит, а кончая 39 — начинает; раждая — погубляет, погубляя — раждает; противным, врачуя, противное и враждебным, премудро споспешествуя, враждебному, как свидетельствует острое философских учеников / 12/322 / реченіе: Unius interitus est alterius generatio — «Одной вещи гибель раждает тварь другую».

Предел 3-й

НАЧАЛО ВО ВСеХ СИСТЕМАХ МІРСКИХ УМОЗРИТСЯ И ВСЮ ТЛеНЬ, КАК ОДЕЖДУ СВОЮ 40, НОСИТ; ОНО ЕСТЬ МІР ПЕРВОРОДНЫЙ

Взглянем теперь на всемірный мір сей, как на увеселительный дом вечнаго, как на прекрасный рай из безщетных вертоградов, будьто венец из веночков, или машинище, из машинок составленный 41.

А я вижу в нем единое начало, так как един центр и един умный ціркул во множестве их.

Но когда сіе начало и сей центр есть везде, а окружія его нигде нет, тогда вижу в сем целом мире два мира, един мір составляющія: мір видный и невидный, живый и мертвый, целый и сокрушаемый. Сей риза, а тот — тело, сей тень, а тот — древо; сей вещество, а тот — ипо́стась, сиречь: основаніе, содержашее вещественную грязь так, как рисунок держит свою краску. / 13/331 /

Итак, мір в міре есть то вечность в тлени, жизнь в смерти, востаніе во сне, свет во тме, во лже 42 истина, в плаче радость, в отчаяніи надежда.

В сем месте встречается со мною любомудрое слово Платоново в такой силе: «Подлость не почитает за сущую точность». Nisi quod πριξ teneat, сиречь кроме одно тое, что в кулак схватить может, а в кулак схватить можно одно осязаемое. Если ж мне скажеш, что внешній мір сей в каких-то местах и временах кончится, имея положенный себе предел, и я скажу, что кончится, сиречь начинается.

Видиш, что одного места граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда ж зачинается цыпліонок, когда портится яйцо. \15\

Сторінка автографа трактату «Икона Алківіадская». \16\

И так всегда все идет в безконечность. Вся исполняющее начало и мір сей, находясь тень. его, границ не имеет. Он всегда и везде при своем начале, как тень при яблоне 43. В том только разнь, что древо жизни стоит и пребывает, а тень умаляется; то преходит, то родится, то ищезает и есть ничто.

Materia aeterna. / 13/332 /

Предел 4-й

ЗДеСЬ НеСКОЛЬКО ЗНАМЕНІЙ, ГЕРБОВ И ПЕЧАТЕЙ, ТАЙНО ОБРАЗУЮЩИХ ГОРНЕЕ НАЧАЛО

Сіе единственное начало, как гла́ву мудрости, любомудрцы в разных веках и народах разными фигурами и монументами изобразили, например колцом, шаром, солнцем, оком... А как колцо, так перстень, гривна, венец и протч.44 есть тот же образ.

За шаром идут звезды, планеты, плоды, зерно, древо, рай и протч.45 За солнцем — утро, свет, день, огнь, луча 46, молнія, блистаніе, дорогіе камни, золото, прекрасные и благовонные цветы и протч. Прекрасно сіяющая радуга тож взята во образ. Зороастер изобразил солнцем с сею песнію: «Услыши, блаженный, всевидящее имеющій вечное око!».

Отсюду у древних персов поклоненіе солнцу, а день воскресный назван день солнца, сиречь день господень.

Монумент око подало повод изобразить человеками, зверьми, скотами, птицами, рыбами и гадами. Отсюду случай к идолочтенію. / 14/341 / Подлость, видя на честных местах написанныя или изваянныя тварей фигуры и не достиг в тайнообразуемое чрез оныя богоначаліе, слепо, как за якор спасенія своего, ухватилась за ничтожную сень образов и погрязла в ней. Отсюду обоженіе человеческой тлени к иным животным. Отсюду вздорныя, нелепых мненій книги, расколы, заблужденія и заразительнейшая язва, хуже безбожія — суеверіе. Оно есть 47 то же, что идолочтеніе. Чему кто верит и на что надеется, тое и почитает. Суевер суетному верит, идолочтец пустое чтет.

Но каждой твари фигура есть нечестивая пустошь, если воплощеніем и вмещеніем своим не освящает един свят. «Идол ничто же есть».

Идол, фигура, образ есть то же и ничто же. Просвещенные также изобразили источником, а вслед сему водою, росою, мглою, снегом, льдом, инеем и протч.

И сердце взято во образ, как корень жизни, а обитель огня и любви. И стоящая среде моря каменная гора, а вслед \17\ / 14/342 / сему остров, гавань, суша, или матера́я земля и протч. В числе образов и крила орлія. Они возвышая долой склонное птичее тело отменнаго естества вид кажут.

А змій, держащій во устах свой хвост, приосеняет, что безконечное начало и безначальный конец, начиная, кончит, кончая, начинает. Но безчисленный есть тайнообразный мрак божественных гаданій.

Предел 5-й

НА СЕМ НАЧАЛе УТВЕРЖДЕНА ВСЯ БИБЛІА

Сіе истинное и единое начало есть зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концем всех книг еврейских. «Вначале бе слово». «Сиречь: всей библіи слово создано в том, чтоб была она единственным монументом начала.

«Вначале бе слово». А дабы не было сумненія, что сіе начало есть не подлое, но высокое, истинное и единое, для того всплошь написано: «И слово бе к богу».

Когда ж она зделана к богу и для бога, тогда / 15/351 / сія богодышущая книга и сама стала богом. «И бог бе слово», так как вексельная бумажка или асситнаціа стала монетою, а завет сокровищем. Сіе слово издревле зделано к богу. «Сей бе искони к богу». (Дольжно читать так:) Сіе бе искони к богу, сиречь слово (сей. λόγος) 48. Все в нем богозданное и ничего нет, что бы не текло к богу. «Вся тем быша...» И как в ничтожной вексельной бумажке сокрывается имперіал, так в тленной и смертной сих книг сени и во мраке образов таится пречистое, пресветлое и живое. «В том живот бе» и протч.49





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...