Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Начало и нисхождение



В основе его философии положены три основных понятия, которые он называет «ипостаси»: Единое, Ум и Душа. Для обозначения Единого он использует платонический термин en, тогда как гностики – пифагорейский monas. Эта идентичность важна, хотя, как мы уже показали, влияние гностиков на Плотина легко просматривается (хотя бы уже в том, что в полемике с ними он оттачивает свою систему). Единое есть все и вместе с тем ни одно из существ. Строго говоря, «в нем все не есть уже, а еще только будет» (V, 2, 1). Приведем сразу текст, следующий ниже: «Для того, чтобы сущее получило бытие, необходимо, чтобы Единое само не было таким же существующим, а было отцом сущему, сущее же было его первым рождением».

Плотин использует метафору рождения и применительно к другим ипостасям. Например: «Совершенный Ум не может оставаться бесплодным уже потому, что он совершенный – и он действительно рождает душу» (V, 1, 7). В другом месте Единое как Бог толкуется следующим образом. Плотин разъясняет положение «сам себя создал»: «Его существование тождественно с его творческою энергией, или, да позволено будет так выразиться, с его вечным рождением» (VI, 8, 20). И, наконец, позволим себе привести еще одно важное место из работ Плотина: «Природа этого Единого по отношению ко всему существующему, безусловно, рождающая (γεννέτικε), но уже поэтому оно не есть что-либо из существующего; к нему не приложима ни категория ипостаси, ни качества, ни количества; Оно не есть ни Ум, ни Душа, ни движущийся, ни покоящийся, ни в месте и во времени находящийся; Оно пребывает лишь само в себе – в своем единственном образе (μονοείδες), точнее – чуждый всякого образа (ανείδηος), ибо Оно прежде всех: всяких образов, форм, движения, покоя; все эти категории приложимы только к сущему, что и делает их множественными» (VI, 9, 3).

Итак, Единое вечно рождает само себя и все сущее. Как же это происходит? Его бытие избыточно. Единое не имеет «никакой потребности, ничего не желает, оно как бы само через края переполнено; и это его переполнение и произвело нечто иное и другое» (V, 2, 1). Истекающее (rein) из него к нему же вновь устремляется и, наполняясь им, получает всю полноту бытия. И так как оно при этом само себя созерцает, это делает его Умом. А поскольку Ум сам себя созерцает и одновременно созерцает свое бытие, то Он есть одновременно и ум, и бытие вместе.

С Умом происходит то же самое: «Подобно Единому и Ум, преизбыточествуя силами, как бы изливает часть их и этим производит новое существо себе подобное; это новое существо есть его образ подобно тому, как сам есть образ Единого. Эта происшедшая от ипостаси и мысли Ума новая энергия есть Мировая Душа» (V, 2, 1).

Душа, произведя свой образ, сама отдается движению. Одной стороной она обращена к своему первообразу (Уму), а другой – в противоположную сторону и производит некое подобие себя: животную или растительную природу. Эта Мировая Душа не находится ни в каком месте, как и ум, ибо содержится в том принципе, который сам и нигде и везде. Плотин не объясняет происхождения множества индивидуальных душ. Он утверждает только, что они охватываются общей Мировой душой.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...