Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческий принцип



Употребляя это словосочетание, Плотин имеет в виду некий канон, определяющий формы творческой деятельности. Такая деятельность представляется ему как диалектическое сочетание тождества и различия, идентичности и инаковости, потенции и энергии, единства и множественности, чести и целого, мыслящего и мыслимого, созерцающего и созерцаемого, образа и первообраза, высшего и низшего, времени и вечности, чувственного и умопостигаемого, движения и покоя, свободы и необходимости.

Творческий принцип есть руководящее начало, наличествующее во всех формах деятельности, даже деструктивных. Уже при первом ознакомлении с работами Плотина создается впечатление, что не творческой деятельности в его системе не предусмотрено. При более же внимательном и взыскательном чтении можно установить различные способы бытия этого творческого принципа в зависимости от сферы, в которой он себя реализует. Более того, эти сферы, или уровни, созданы благодаря ему же. Иначе говоря, самореализуясь, творческий принцип выступает одновременно как субъект и как субстанция, а сами сферы есть способы его бытия. Эти способы бытия Плотин называет жизнью.

Выше, в двух предшествующих разделах отдельно рассматривались нисхождение и восхождение. Однако (и здесь приходится разойтись с множеством достаточно авторитетных трактовок, разбор которых не входит в мою задачу) настойчивое повсеместное утверждение Плотином о целостности неизбежно приводит его к утверждению творческого акта как некой иррадиации. Он категорически отвергает идею «творения из ничего» (II, 4). Для иллюстрации своей мысли он даже приводит пример с купальщиком (VI, 9, 8).

Творческий принцип фактически стереотипен: он одинаково действует применительно к Единому, Уму и Душе. Что касается материи, то ее сущность составляет лишенность: «относительно материи известное основоположение гласит, что она должна быть лишена всех качеств для того, чтобы быть готовой к восприятию всех и всяческих форм» (VI, 9, 7). Действие творческого принципа зиждется на строго онтологических основаниях. Как Ум есть логос и акт Единого, так и душа есть логос и акт Ума. Разница состоит в различии ясности, прозрачности, чистоты. «Между Первоединым и Умом нет никакого разделяющего посредника, точно также нет его между Умом и Душою» (V, 1, 6). Иначе говоря, в отношениях между этими тремя ипостасями соблюдена строгая пропорция.

Сам творческий принцип, как руководящее начало, в себе и для себя есть чистый покой, но скорее чистое беспокойство, чистая активность, жизненность, в своем ином выступающая как жизненный импульс. Иначе говоря, творческий принцип предполагает непрерывное творчество, бесконечное совершенствование. А совершенство есть единство красоты и мудрости (V, 9, 2). Творческий принцип – это вечное бодрствование, как желание блага, ибо благо выше всякого познания и красоты (V, 5, 12).

При онтологическом объяснении творческого принципа Плотин использует аристотелевское понятие энергии. Он пишет: «Энергия сущности не отличается от той сущности, которой она принадлежит, она есть всегда сама эта сущность, но энергия, истекающая из сущности, отличается от нее как от своей причины" (V, 4, 2). Эта новая энергия сама обладает бытием и ипостасностью. Первое же начало по отношению к произведенному есть потенция, т.е. причина. Например, в огне иное является теплотой, которая составляет его сущность. Она-то и распространяется во все стороны. В ней огонь пребывает как огонь, в ней он сохраняет свою природу. Из приведенного примера мы видим, что творческий принцип предполагает взаимосвязанное единство причины и следствия, энергии и потенции.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...