Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая идея творения



Центральным пунктом этой идеи у Оригена являются: учение о Троице, мире, духах и душах, катаболе и апокатаксисе. Своеобразие взглядов Оригена на творческий процесс совершенно отлично как от гностиков, так от Плотина.

Весь процесс творения Ориген делит на следующие этапы: рождение Сына и происхождение Св.Духа, создание невидимого мира, падение духов, создание видимого мира, спасение (искупление и апокастасис). Рассмотрим весь процесс по порядку.

Учение о Боге совпадает у Оригена с учением об Отце. Т.е. онтологически с самого начала он исходит из установки креативности. Бог-Отец непостижим и неоценим (Р.а. I, 1, 5), бестелесен и не антропоморфен. Он является простой ителлектуальной природы (Intellectualis natura). Он есть monas и enas (ibid. 1, 6). Он всеблаг, справедлив и всемогущ. Он целостен и в своей деятельности не имеет постепенности и замедления. Не нуждается в месте, т.к. он есть Ум. Он творит нерукотворно, а духовно, через волю осуществляя свое желание. Критикуя языческую теорию истечения, Ориген, опираясь на св.Писание, утверждает, что создание проходит методом испарения (vapor). Правда, он использует еще термин aporroia, который можно перевести как излияние. Творение происходит из ничего. При этом авторитетными источниками для утверждения «из ничего» оказываются: 2-ая Мак, Кн. Премудрости сына Сирахова и Пастырь Гермы. Все три источника не были в последующем включены в канон. Заметим, что ни один канонический текст Св.Писания не утверждает ex nihilo. Эта идея является Преданием, хотя и утверждена в Символе веры.

В связи с вопросом творения из ничего можно выделить две трудности, с которыми столкнулся Ориген: 1. Если природа Бога проста, то откуда взялось разнообразие? 2. Как понимать ex nihilo: из себя вовне или себя вовне? На первый вопрос Ориген отвечает так: «Когда Он вначале творил то, что хотел сотворить, т.е. разумные существа, то Он не имел никакой другой причины для творения, кроме Самого же Себя, т.е. кроме Своей благости. Таким образом Он был причиной бытия тварей. В в них не было никакого разнообразия, никакой изменчивости, никакого бессилия, поэтому всех, кого Он сотворил, Он сотворил равными и подобными (aequales ac similes), т.к. для Него не было никакой причины разнообразия и различия» (ib. II, 9, 6). Таким образом, утверждает Ориген, «разнообразие не есть первоначальное состояние (principium) твари». И тут же сам себе противоречит: «Правда Творца обнаруживается яснее всего в том случае, если признать, что каждое из существ небесных, земных и преисподних в себе самом имеет причины разнообразия, предшествующие телесному рождению» (ib. 7), т.к. все распределено (ordinato sunt) Правдой Его.

Как считает Ориген, так и найдя выхода из указанного затруднения, Бог, сотворив духовные существа равными и подобными, назначил каждому должность и, придав свободу воли, наделил их собственными действованиями. Это явилось причиной падения (кактаболе). Гностики сказали бы так: Бог ошибся. Для Оригена даже помыслить подобное являлось бы святотатством.

Вместе с тем, если Бог всемудр и всемогущ, то естественно вытекает из этого, что Он абсолютный творец. Т.е. всякая индивидуальность (индивидуальная тварь) уникальна. Он, по определению, не может повториться. Правда, это требует утверждения, что Он бесконечно и непрестанно творит уникальное. Ориген же считает по-другому: Бог сотворил все мерою и числом (Прем. Сол. 11, 21) достаточно для украшения мира (P.a. II, 9, 1). Это – первый аргумент в пользу конечного количества тварей и ограниченности мира. Второй аргумент таков: умом охватить можно только конечное, а бесконечное непостижимо. Отсюда вывод: бесконечное неконтролируемо.

Однако идея абсолютного творца у Оригена находит своеобразное разрешение. Он пишет о том, что миров бесконечное множество, но не одновременно сосуществующих, а последовательно творимых. Бог-Творец, задавая разнообразие тварям, снова их собирает воедино: «И действительно, не полежит сомнению, что при конце этого мира будет великое разнообразие и различие… и это послужит причиной и поводом новых различий в другом мире, имеющем быть после этого мира» (ib. II, 1, 3). До нашего мира также существовали миры. Как происходило исправление – неизвестно. Известно, что жертва Христа была только в этом мире и она подводит итог определенному этапу смены миров. Но, - говорит Ориген, - «я даже не знаю, можно ли исчислить, сколько было предшествующих веков, в которых не страдал Христос» (ib. II, 3, 5).

Каждый новый мир, уже в силу того, что сотворен благодаря разнообразию предшествующего, не похож на предшествующий и последующий. По Оригену, логически вытекает, что тварей должно быть ограниченное число. Но в то же время Бог есть постоянно действующее существо и сутью его действия является творчество. Это и есть противоречие в его системе.

Обратимся теперь к «механизму» творческих актов, которые имеют место в этом мире. Еретики утверждают, что Сын родился через выделение (προβολή – греч., prolatio – лат.), или, что сотворен из не сущих, т.е. некогда было время, когда Сына не было. Ориген полагает, что рождение Сына проходило «как хотение происходит из мысли». Физическим же аналогом такого рождения является испарение. Он – сын любви и воли. Он есть «отпечатланный образ ипостаси Его». Его рождение не имеет времени, т.к. Он постоянно рождается. Он никогда не может отделиться от сущности Отца.

Сын есть слово, Премудрость, истина, жизнь, правда, освящение, искупление. Каждое из названных Его особенностей участвует в Его силе и воздействии. Они могут проявляться в любом месте и независимо от времени. Он присутствует везде. Но «Христос в каждом проявляется настолько, насколько позволит мера заслуг» (ib.29). Сын, хотя и не может отделиться отсущности Отца, однако не единосущ Ему. Как Отец во всем выше Сына, так и Сын во всем выше Св.Духа. Так, полемизируя с Гераклеоном, считавшим пневматиков единосущными Богу, Ориген утверждает, что даже Сын, превосходящий все твари сущностно, достоинством, силой, божественностью, ни в чем не сравним с Отцом (Ioan. 13, 25). Тем не менее, Сын не рожден из существа Отца. Это положение привело бы к утверждению о количественном делении Бога, т.е. о Его множественности (P.a. IV, 28).

Ориген, анализируя Евангелие от Иоанна, заметил, что евангелист по отношению к Отцу употребляет «Ο Θεός», тогда как к Сыну просто «Θεός». Член «о» ставит к неопределенной причине (Виновнику) всего и опускает его, когда Богом называет Логос. Ориген делает вывод, что «О Λόγος» – источник разума для каждого из разумных существ, а просто «Λόγος» – присущий каждому разум (Ioan. 2. 2-3). O Θεός есть Самобог. Он и Сын имеют значение источника Отец – Божества, а Сын – Разума. Значит «о Логос» есть существо обожествившееся через участие (созерцание глубин) в Боге. О Θεός (Самобог) в собственном смысле есть только Отец, но в нем Божество составляет сушность Его природы и тождественно с нею. Именно форма подлежащего O Θεός указывает на тождественность Бога и Отца. Все остальные существа Θεόι (форма сказуемого). Но Сын не Θεόι, a Θεός.

Относительно благости Ориген придерживатся той же схемы рассуждения. При этом имел место исторический курьез, на которой обязательно здесь нужно указать. Известно, что гностик Маркион издал тексты Евангелий значительным тиражом. Но прежде он их отредактировал. Так, в Евангелие от Матфея (19, 17) он добавил слово «Отец». Ориген читал именно этот текст, приняв его за подлинный. В комментарии на Евангелие от Матфея он пишет»: «Спаситель есть образ, как Бога невидимого, так и так Его благости, и название «благий» в отношении к Нему имеет значение не то, с каким прилагется ко всему низшему, т.к. по отношению к Отцу Он образ благости, а в отношении ко всему остальному Он – то же, что благость Отца в отношении к нему самому» (In,Matth.15, 10).

И еще важный момент, который следует отметить – это соотношение понятий Логос и София (Премудрость) применительно к Сыну. Комментируя высказывание Ап.Павла «Христос Божья сила и Божья Премудрость» (1 Кор. 1, 24), Ориген пишет: «Премудрость рождена вне всякого начала, о каковом можно только говорить или мыслить. В этой самой ипостаси Премудрости находилась вся сила (virtus) и предназначение (ldeformatio) будущего творения, и того, что происходит в последствии (consequenter): все это было предначертано и расположено в Премудрости силой предвидения» (P.a. I, 2, 2). Премудрость «содержит в себе начала, или формы, или виды всего сотворения» (ib.). Она названа Логосом, т.к. служит толкователем тайн Духа. «Премудрость есть пар силы Божьей, … которая составляет основу деятельности Бога, при помощи которой Он устрояет, содержит и управляет всем видимым и невидимым» (ib. 2, 9). От этого испарения происходит другая сила, имеющая свою собственную ипостась: «Этот пар нужно признать не только паром силы Божьей, но и силой от силы» (ib.). Премудрость есть сияние вечности. Она есть чистое зеркало энергии Божией. Именно через нее, т.е. словом и разумом, а не принуждением, управляет Вседержитель.

Если Сын вечно рождается, то Св.Дух вечно исходит (procedent). «Действия сына Бога Отца и Сына простираются на всякую тварь безразлично, в Святом же Духе имеют участие только святые» (ib. I, 3, 7). Таким образом от Отца все имеет свое бытие, от Логоса Сына разумность, а от Св.Духа – святость. Сам Св.Дух, по мнению Оригена, произошел от Сына (In. Ioan. 2, 6). Ориген употребляет термин genetos, что означает зависимость по бытию, а не творение или рождение. Правда, у Оригена есть место, где сказано: «Все сотворено Богом, и нет твари, которая не от Него получила бы свое бытие» (P.a. I, 3, 3). Сын знает отца непосредственно, а Св.Дух – по откровению Сына.

Следует заметить, что рассмотрение взаимоотношений Лиц Св.Троицы Ориген проводит не с точки зрения их внутренней жизни, а как действия вовне, т.е. по отношению к тварному бытию. Тварное же бытие также рассматривается не само по себе, а как существование тварных разумных существ. Тварное бытие неизменяемое, невидимое – предмет первого акта творения инобытия Св.Троицы. Невидимый мир совечен Богу. Ориген утверждает, что Бог сотворил виды и роды через присоединение качеств (ib. IV, 35).

Была создана так же и материя как бескачественное вещество. Ориген объясняет употребление слова (ύ̀γη – греч.; ule – лат.) в Св. Писании как вещество, как синоним греха. У материи есть-таки одно фундаментальное качество: изменяемость, делимость. В качестве субстанции она лежит в основе всякого тела. Разумной природе необходимо было пользоваться телами. Поскольку же эта природа в силу своей тварности отличается изменчивостью, постольку она имеет как добродетель, так и злобу – не субстанциальную, а случайную. Разумная природа пользовалась различной одеждой тела того или иного качества, сообразно со своими заслугами.

Ориген стоит на позиции трихотомистов, т.е. выделяет дух, душу и тело. «Душа есть нечто среднее между немощною плотью и добрым духом» (Ib. II, 9, 4). У Бога Отца тоже есть душа. Это – Сын. Бог в этом смысле есть тело: «В самом деле, как душа разлитая по всему телу, все движет и приводит в действие, так и Единородный Сын Божий, который есть Логос и София Его, касается и достигает всей силы Божией, пребывая в ней» (ib. 5). Душа есть субстанция чувствующая и подвижная (θανταστϊκη, ὸρμήτικη – греч.; sensibilis, mobilis – лат.). Все живое имеет душу, т.е. одушевлено.

Души сотворены, но не тленны, предсуществуют. Но здесь есть одна тонкость важная для наших целей. Ориген, как богослов должен прокомментировать положение Ап.Павла «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15б 44). Он толкует так: душевный человек не воспринимает от Духа Божия и не может понимать лучшей природы, т.е. природы божественной. Павел со Св. Духом ассоциирует более ум (mentem), чем душу (animan). Получается, что animan есть способность «души вообще» (psiche) к одушевлению, то, что древние называли «живой душой».

Что касается psiche, идея Оригена более, чем оригинальна. Святое обладает жаром, огнем, светом, любовью. Отхождение от них называется охладеванием: «Душа psiche названа так потому, что охладела к ревности праведных и к участию в божественном огне, - как это ясно из самого имени, - причем, однако, она не потеряла способности к восстановлению в то состояние горячности, в котором была вначале, т.е. ум, уклонившийся от своего состояния и достоинства, сделался и назван душой; душа, в случае восстановления и исправления, снова сделается умом» (P.a. II, 8, 3). Обращение ума в душу происходит в большей или меньшей степени. Отсюда Ориген выводит различие способностей у людей.

Из такого происхождения души, что идет в разрез с его же теорией предсуществования, Ориген переводит творение в промысел. Оба эти понятия он принципиально различает. Промысел им понимается как вспомогательное действие по отношению к творению. Это – детерминирующая деятельность Бога, контрольная функция Премудрости. Промышление способствует творению. Так получилось и в случае катаболе. Разумное существо, облекшись в тело невидимое, благодаря дарованной свободе уклонилось от праведного пути. Началось падение, или низведение (καταβολή; katabole) всех существ из высшего состояния в низшее. Для этого Отец совершает следующий акт творения: Он создает видимый мир, центральной фигурой которого является человек. Существа обретают видимую плоть. Первым был дъявол. Первый этап творения Ориген называет созданием неба, второй – тверди (Genos. Nom. 1, 2).

В связи с этим возникает проблема образа и подобия: «Достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т.е. человек сам должен приобрести его себе своими собственными трудами в подражании Богу» (P.a. III, 6, 1). В человеке ясно познаются признаки образа Божия, не в чертах тленного тела, но в благоразумии духа, в справедливости, мужестве, мудрости, учении. В Боге они присутствуют субстанциально, а в человеке через труд и подражание Богу.

Во искупление Отец посылает Сына в видимый мир, который воплощается под именем Христа в тело и душу человека. Душа Христа названа сенью (тенью), т.к. она подражает Сыну во всех своих желаниях и движениях, как тень телу. Тень есть только отражение, образ истины, она преходяща. Люди знают только тень Христа, или тот образ, который был принят на время его воплощения, когда Слово стало плотью. Более того, видимый мир и все в нем сотворены по образу и подобию невидимого духовного мира, чтобы человек, не способный непосредственно созерцать мир духовный, мог постигать его через рассмотрение видимых тварей (Cant. Cant. 1).

Следующий этап творения имеет две части: искупление и апокастасис. В первой части происходит постепенное одухотворение тела и души. Искупление в промышлении понимается как распределение даров и наказаний, т.е. активизация приобщения к невидимому миру. Промышление Бога заключается в способствовании самостоятельному исправлению тварей видимого мира. Главный упор делается на человека, т.к. он царь природы. Творческая функция сводится к свертыванию видимого мира.

Обе эти части подготавливают апокастасис – всеобщее восстановление. Гностики отрицали восстановление тела. Ориген же настаивает, что тела воскреснут и будут нетленны, бессмертны, духовны и славны (P.a. III, 6, 4-6). Во время апокастасиса изменится естество тела, но сохранится его вид и форма представляющие телесную качественность. Воскресшее тело будет состоять их тех же четырех элементов, т.к. художник мира пользуется услугами материи во всем, что требует его желание. Восстановление будет проходить долго. Сначала спасутся святые. Самым последним спасется «последний враг» – смерть. Христос научит всех святым силам божественной премудрости, приготовит к принятию Господа. Затем передаст их Ему. Тогда их природа станет божественной и они постигнут Бога как «все во всем». Нужно отметить, что из всех разумных существ не пала только душа Христа, Он пострадал за всех на небе и на земле (за ангелов, за светила, за людей, за демонов, за дъявола). Следовательно, спасутся все, включая дъявола. После этого начинается новый цикл творения, совершенно не похожий на предыдущий.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...