Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фюсис и творчество



"Природой, или естеством (φύσις), называется возникновение того, что растет...; первооснова растущего, на которой оно растет; то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей как таковой.... Естеством называется и то, из чего как первого или состоит, или возникает любая вещь, существующая не от природы" (Метафизика, 1014b 15-27). Обратим внимание на то, что слова φύσις – природа и φύεσθαι – расти произведены из одного корня. Первичным значением этого слова является рождение, возникновение.

«Действительно абсолютное возникновение и уничтожение сущностей существует, но не благодаря соединению и разъединению, а благодаря полному изменению одной определенной вещи в другую» (О возникновении и уничтожении, 317а 20-22). Сущности не имеют противоположностей. Т.е. их нельзя определить по схеме противоположностей. Их изменение проходит через преобразование естественным путем (без постороннего вмешательства). «Возникновение происходит из несущего вообще, но с другой стороны, оно всегда происходит из бытия. Действительно, это есть бытие в возможности, являющееся в действительности небытием, оно необходимым образом предшествует и его называют сразу и бытием и небытием» (О возникновении и уничтожении, 317b 15-17). Введение степеней бытия в определение возникновения позволяет Аристотелю на "внутренний механизм" преобразования. При этом такой ход рассуждения возможен только при допущении континуализма и финализма. А это, в свою очередь, ведет к установлению качественной иерархии указанных степеней, что, собственно, и получит свое логическое продолжение в Средние века.

Возникновение имеет три типа: «Из того, что возникает, одно возникает естественным путем, другое через искусство, третье само собою» (Метафизика, VII 7, 1032а 12-13). Возникая, вещь достигает зрелости (совершенства). В естественном совершенство (τέλος) достигается благодаря естественной зрелости (τέλος), а в искусственном – благодаря выполнению изделием своей цели назначения (τέλος).

«Возникающее представляется незавершенным и стремящимся к определенному началу, так что более позднее в процессе возникновения будет по природе более первичным» (Физика, 261а, 13-14). Это, пожалуй, наиболее важное положение теории Аристотеля. Творчество, увязываемое Аристотелем с возникновением, является способом раскрытия круга знаний в горизонте фюсис. Ведь неосвоенные знания представляются как будущие. Но согласно приведенному высказыванию, они уже были. Их осталось найти, открыть в фюсис, поскольку «она есть первая материя, лежащая в основе каждого сущего, имеющего в самом себе начало движения и изменений» (Физика, 193а 29-30).

Стагирит проводит прямую аналогию между умозаключением и возникновением: «Так же как в умозаключениях, сущность есть начало всего, ибо из сути вещи исходят умозаключения, а здесь виды возникновения» (Метафизика, 1034а 30-32). В умозаключениях сущность является средним термином. Онтологически же она есть деятельный фактор, предваряющий вещь при ее искусственном естественном или самопроизвольном возникновении. «Ибо семя порождает живое так же, как умение – изделия; оно содержит в себе форму в возможности, и то от чего семя, в некотором отношении одновременно [с тем, что возникает]» (Метафизика, 1034а 33-35). Возникают составные сущности, а не простые. Материя должна иметь дифференцирующую способность внутри себя для того, чтобы из нее что-либо могло возникнуть. Но эта дифференцирующая способность (фюсис) упорядочена: «Нет ничего беспорядочного в том, что происходит естественно или согласно "фюсис"; ведь "фюсис" есть причина порядка для всего» (Физика, 252а 18-19).

Более того, это касается как искусственных, так и естественных предметов. Аристотель, как было отмечено, при построении философии творчества использовал биологизм (если так можно выразиться) в качестве основного принципа. Организмические интенции пронизывают буквально все его писания. Конечно, это не было только его личным изобретением. Но у него это особенно усилено. Напомним, что греческое ό̀ργα̃νον означало и инструмент, и орган, т.е. и искусственное, и естественное. Творящий творит, по природе. «Неодушевленные предметы действуют в силу своей природы, а ремесленники – по привычке» (Метафизика, 981b 4). Поэтому необходимо знание для подлинного творчества.

Понятие "фюсис" связывается именно со всеобщим знанием: "По другому же способу рассуждения, "фюсис" есть форма и вид, соответствующий логическому определению. Подобно тому как искусством [произведением] называется то, что соответствует искусству [умению] и есть искусное, "фюсис" называется то, что соответствует "фюсис" и называется "физическое" (Физика, 193а 30-33). Именно через фюсис как вид (эйдос) явлено произведение искусства в собственном значении, в своей уникальности и совершенстве, т.е. в том, что греки называли "акме": «И как мы никогда не назвали бы нечто искусством [произведением] и не сказали бы, что оно соответствует искусству [умению] если бы оно было, например, ложем только в возможности, но еще не имело вида ложа, так же и относительно того, что образуется "физически"» (Физика, 193а 34 - 193b 3).

Хочется указать на еще один момент в определении понятия "фюсис". Это путь к самому себе. Ни одна из деятельностей имеющая конец не есть цель сама по себе, но направлена к цели. «Но если деятельность заключает в себе цель, она и есть деятельность. Например, мы одновременно видим и увидели, понимаем и поняли, мыслим и помыслили; но мы не можем в одно и то же время учиться и научиться, выздороветь и быть здоровым... Поэтому первые следует называть движениями, вторые же энергиями. Ведь все движения не самоцельны» (Метафизика, 1048b 19-30). Фюсис включает в себя одновременно и генезис и состояние. Поэтому движение к себе есть форма (Физика, 193b 12). Творческий акт в этом смысле двояк. Далее Аристотель поясняет: «Ибо дело (ergon) - цель, а действительность (energia) - дело; следовательно, термин "действительность" происходит от "дела" и приближается по смыслу к самоцельной завершенности (έντελήχεια)» (Метафизика, 1050а 22-23). Специально подчеркнем, что у Аристотеля «деятельность» и «действительность» совпадают в рамках его онто-логики.

Таким образом, фюсис оказывается одновременно и формой и материей, делом и действием, началом и концом, самоцельной завершенностью. Благодаря фюсис удается создавать произведения искусства, отвечающие собственному значению – уникальности, самостоянию, совершенству. Фюсис – место, где реализуется технэ. При этом есть два вида вида технэ – технэ, которое пользуется вещью, и технэ, которое руководит производством вещей (Метафизика, 194b 1). Оба значения аналогичны тому, что имеет место в природе, которой подражает искусство.

Важным является вопрос об отношении творчества к времени. Насколько бесконечно творчество, или, напротив, - конечно. Этот вопрос сводится к пониманию бытия континуально или корпускулярно. Аристотель придерживается первой точки зрения. Бесконечное «не пребывает, а возникает)" (Физика, 207b) в смысле непрерывного прибавления нового. Ибо бесконечное «существует таким образом, что всегда берется иное и иное, а взятое всегда бывает конечным, но всегда разным и разным» (Физика, 207а). Такой род бесконечности называется потенциальной.

По Аристотелю, бесконечность относится ко времени, поскольку пространство ограничено, а превзойти любую ограниченную величину невозможно. Во времени роль разделителя выполняет "теперь", не являющееся, согласно Аристотелю, временной единицей. Оно исчисляет (α̉ρθμέι), "оно есть число", "оно всегда иное, всегда тождественно, как точка в математических линиях" (Физика, 13, 222а 15-16). Отсюда выходит, что если по природе ничто не способно считать, кроме души и разума души, то без души не может существовать время (там же, 223а 25-26).





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 520 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...