Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шаманское действо как творческий акт



Наиболее интересным в анализе мифологического сознания и его творческих возможностей и особенностей представляется шаманизм. Этот последний термин здесь употребляется в значении всей совокупности жизнеотношений, касающихся шамана. В свое время Дж. Фрезер в книге «Золотая ветвь» выделил триаду отношений в культе мифа: религия – культ умиротворения духов, мантика (гадание, предвидение, истолкование прошлого) – культ вопрошания, магия – культ воздействия на духов. Шаман воплощает в себе все эти три элемента. Более того, для него – это не просто культ, который мог бы быть его частным делом, для него – это его образ жизни, реальность его сознания.

Шаман живет в обществе и выполняет общественную функцию. Все феномены сознания шамана являются общественными феноменами, проведенными через посредство его. Шаман – проводник в расширенный мир сознания. Он одновременно и ведун, именно ему ведомы пути, ведущие в этот мир. Но мир расширенного сознания – это его мир (не в смысле частной принадлежности, а в смысле воплощенности в нем). Иначе говоря, сам шаман, его жизненный путь в единстве натурального, социального и плана самосознания являет собой непрерывно расширяющееся сознание. Этот процесс расширения я и называю творчеством. Опыт, получаемый шаманом в процессе жизненного пути, является уникальным, отличающим его от всех остальных членов сообщества. Это – творческий опыт.

Особенностью такого опыта является не только запоминание приемов пути (удачных и неудачных) и их исправление (что само по себе уже есть творчество), но и создание новых ситуаций, новых участков карты сознания, а в связи с этим – пересоздание себя, т.е. внесение изменений во все три плана – натуральный, социальный, самосознания. И еще. Карта расширенного мира и сам этот мир – не одно и то же. Шаман создает карту и выверяет ее в расширенном мире и, одновременно, создает новые участки мира и изменяет карту. Его план самосознания являет собой пример наивысших возможностей человеческого духа, ибо, выражаясь современным языком, возвышается до рефлексии рефлексии. На этом уровне можно удержаться только находясь в состоянии непрерывного творчества, непрерывного бодрствования (включая контроль над сном), непрерывного самопревосхождения.

Как это достигает шаман, нам сейчас и предстоит вкратце рассмотреть. Естественно, мы не станем здесь анализировать технику шамана по причинам: 1. она всегда индивидуальна, 2. имеет регионально-культурные особенности, 3. зависит от задач, стоящих перед шаманом в данном конкретном случае, 4. сама по себе является тайной, что способствует выполнению поставленных задач.

Сознательное неведение, которого добивается шаман, есть предпосылка для воздействия на соплеменника. Тем самым он отвергает коллективный опыт для экспериментирования сознанием. Иначе говоря, он создает новое знание, которое он «получил» в мире духов. Порча, откуда бы она ни исходила (духи, соседи, звери и др.), является единичным отклонением, требующим исправления. Исправление – это воссоздание данного элемента в целостной картине родового сознания.

Шаман – этот профессиональный духовед – для правильного выполнения задачи, поставленной перед ним общиной, должен обладать отличным от среднего члена группы натуральным планом. Наличие особенностей натурального плана у будущего шамана замечается достаточно рано. Это побуждает членов общины относиться к нему особым образом. Сам факт непохожести, выделенности делает его мостиком между родовым телом и инаково устроенной телесностью, обладающей таинственной силой.

Конечно, духоведение шамана не есть профессия в современном смысле. Он выполняет те же социальные роли, что и остальные члены общества. Шаман не индивидуалист, он – часть социума, точнее, продвинутая часть. Онтогенетические особенности – лишь база для того, чтобы стать проводником в инаковость.

Будущий шаман должен на основе этой базы изменить свой натуральный план. Изменение представляет из себя переход, который можно интерпретировать как «жизнесмерть». Благодаря этому переходу происходит преобразование всего натурального плана, особенно психики. Исследования показывают, что «в рамках архаической духовности «психический хаос» имеет свое значение в качестве модели «докосмогонического хаоса», аморфного и не подлежащего описанию состояния, которое предшествует космогонии»1. Возврат к хаосу равносилен подготовке к новому сотворению. Во время перехода умирает мирское и рождается сакральное. Сам переход воспринимается как болезнь. Выздоровление моделирует восстановление космоса – космотворение. Затем, после ритуала посвящения, кандидат становится шаманом.

Переход как филогенетическое в натуральном плане создает реальные предпосылки для охранительных действий шамана. Сам по себе переход есть творческое действие социума по созданию «органа» защиты. Сознание шамана можно определить как способность сознания социума к реставрации. Шаман овладевает необходимыми приемами и навыками, истинный смысл которых для него, как правило, закрыт. Это связано с тем, что фундаментальная задача, предписываемая шаману, не вполне выражаема в его конкретном действии. Конкретное действие шамана выразимо лишь в контексте социального действия.

Вся последующая деятельность во время камланий представляет из себя воспроизведение переживаний перехода. Всякий раз шаман воспроизводит модель творения. Однако, при всей типичности, каждый случай требует конкретных новых действий. Во время транса шаман путешествует за пределы этого мира. И если рассматривать этот мир как условия существования таким вот здесь и теперь, то там вне этого пространства и времени он другой в иных условиях. Эти преодоления предполагают наличие воли и уверенности, за которыми скрывается интенция порыва. По-видимому, можно согласитьcя с Элиади, что «корни свободы следует искать в глубинах психики, а не в условиях, вызванных определенными историческими моментами»2.

Свобода как основание самопревосхождения, выхода за пределы себя как своего мира входит в определение природы человека. Практики такого выхода, многократно повторяющиеся в различных культурах в разное время, свидетельствуют лишь о том, что свобода есть нечто большее, чем просто состояние. Что касается условий, то они скорее, в случае архаики, составляют модусы свободы. Через них она самореализуется. Социум воплощает свое сознание в конкретном «видящем» и «слышащем», поверяет ему себя и тем самым утверждает его, напутствуя и надеясь.

А шаману всякий раз необходимо пересоздавать переход, надеясь на помощь духов, используя отработанную стратегию поведения, прибегая к хитростям и уловкам, вновь осуществлять акт творения. В случае неудачи, или повторяющихся неудач, социум лишит его «небесного мандата» и он утратит доверенное ему «владение», т.е. ту карту пути и тот путь со всеми его атрибутами, которые он открывал и конструировал – из-обретал. Многочисленные примеры показывают, как утрата общественного доверия приводит к утрате шаманских способностей. Шаман «теряет лицо», что равносильно изгойству. Концентрированная сила рода уходит из него, или лучше сказать, отымается от него.

Как известно, не только шаманы умеют исцелять, не только они обладают способностями ясновидения, не им одним удается общаться с пользой для себя с духами. Но как отмечают исследователи, только они обладают способностью путешествовать по иным мирам. Как правило - это три мира: верхний (небо), средний и нижний (подземный мир). Шаману доступно и горизонтальное перемещение. «Такое сообщение между космическими областями стало возможным благодаря самой структуре вселенной»3. Эти три космические области можно последовательно пересечь, т. к. они соединены центральной осью, которая проходит через отверстие. Через это отверстие боги спускаются на землю, а мертвые – в подземный мир. Через это же отверстие шаман, находящийся в состоянии экстаза, во время камлания путешествует.

Ось мира – фундаментальный космологический символ – выражается в трех основных символах (формах): гора мира (в центре Земли), столп мира (подпирающий небо), древо мира, по которому шаман взбирается в другие миры (изобилие, священное возрождение, жизнь). Из всех магов только шаман способен перемещаться через мировую ось.

Каждый из миров имеет свои подуровни. В пространственно-временном отношении вселенная шамана напоминает вселенную эйнштейновской теории относительности. Богораз отмечает основныe элементы относительности пространства и времени картины мира шамана4: 1. Изменчивость величины образов в по отношению к людям и постоянные переходы по двойной шкале возрастания и убывания (от миниатюрных форм к гигантским); 2. Изменчивость наполнения времени (растяжение и сжатие), отсутствие одновременности, отсутствие общего критерия времени; 3. Вневременные совпадения различных ипостасей одного и того же бытия (коллективных и одиночных, длительных и кратковременных), которые, в конечном счете, допускают в виде перемычки моментальные промежутки «пространственного времени».

Причем «первобытный наблюдатель, наблюдая взаимные пропорции элементов мира потустороннего и элементов нашего собственного мира, в каждой их встрече и при каждом столкновении, руководствуется исключительно ощущением быстроты, превращенной в энергию, стремительности полета»5. Что касается перспективы, то и в верхнем, и в нижнем мирах шаман видит в «обратной перспективе». Так, движущиеся ему навстречу духи уменьшаются в размерах. Шаман творит свой мир в обратной перспективе (наизнанку). К такому выводу пришел Богораз после специальных исследований.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 363 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...