Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Занятие 2. Смысл жизни в Христианстве[114]



Смысл жизни в Христианстве [114]

Учебные вопросы

1. «Образ» и «Подобие» Божие. Обожение как смысл человеческой жизни. Условия достижения обожения.

2. Звание Сына Божьего: путь раба, путь наёмника и путь сыновний.

3. О втором рождении от Духа Святого.

Главным условием наличия смысла существования в христианской философии является вопрос о вере в Бога, понять который позволяет обращение верующих к Всевышнему со словами: «Премудрости наставник и смысла Податель». По одной только этой фразе становится ясным, что истинный смысл нашего существования может дать только Бог, наделивший нас по своей милости премудростью, на что обращается внимание и в Коране:

«Он дарует мудрость, кому пожелает. А тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом» (Коран 2:269)

Смысл человеческой жизни открывается с первых же страниц Священного Писания, где говорится, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию.

«Сказал Господь, создадим человека по образу и подобию Нашему» (Быт.1:26), т.е. по образу и подобию Божию

Но далее мы видим, что сотворил Господь человека по образу Своему, а уподобления он должен достигать сам:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:27)

Христианский апологет и проповедник Священного Писания Климент Александрийский (150 – 215) разъяснял это следующим образом: «Образ дан человеку от начала, тогда как подобие будет им приобретено впоследствии через усовершенствование, которое понимается как путь осуществления этого образа, причём подобия человек может и не достигнуть. И это потому так, что уподобление требует труда, воли, подвига, веры, ведения»[115]. На это же обращал внимание и Псевдо-Василий Великий (330–379): «Замысел [Божий] включал две вещи: «по образу» и «по подобию»; сотворение – лишь одну: «по образу»[116].

Что же подразумевается под «Образом» и «Подобием» Божьим? На этот вопрос находим ответ в книге Священника Андрея Лоргуса «Православная антропология»[117], где автор приводит высказывания знаменитых мыслителей, философов, теологов, отцов церкви: «Как следует понимать то, что по образу Божию? Отнюдь не должно мыслиться здесь что-либо телесное или земное», – заявлял Псевдо-Василий Великий. Святитель Кирилл Александрийский чётко разъясняет, что «подобие это – не телесное, ибо Бог бестелесен... то, что человек создан по образу Божию другие проявления... имеет. Ведь в сравнении со всеми живущими на земле он один разумен... имеет способность ко всякой добродетели, воспринял начальство над всем земным по подобию и образу Божию. Итак, поскольку человек – разумное животное... то и говорится, что создан он «по образу Божию». Если же думаем, что по телесному виду понимается этот образ [Божий], то и неразумным животным ничто не мешает [тогда] быть сообразными Богу»[118]. Греческий христианский теолог, философ, ученый Ориген (185 – 254) указывал: «В человеке ясно познаются признаки образа Божия – не в чертах тленного тела, но в благоразумии духа, в справедливости, умеренности, в мужестве, мудрости, учении и во всей сумме добродетелей, которые Богу присущи субстанционально, а в человеке могут существовать через труд и подражание Богу»[119].

Таким образом, совершенно ясно, что под образом Божиим не подразумевается ничто телесное – Образ Божий бестелесен и познается как духовные способности человека, включающие в себя и умственные, и сердечные способности, и добродетели. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воле человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», – говорит св. Иоанн Дамаскин, продолжая, «Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека»[120].

Подобие Божие зависит от направления душевных способностей и требует духовной работы человека над собою. « Получив образ, человек призван стяжать подобие, достичь обожения. Творец, Бог по природе, зовёт его стать богом по благодати. Дерзкой может показаться даже сама мысль, что цель нашей жизни заключается в том, чтобы стать богами по благодати, однако ни Священное Писание, ни Отцы Церкви не скрывают от нас этой цели»[121].

Греческий православный философ и богослов Яннарас Христос (1935) указывает: «Понять, на какую высоту был поставлен Богом человек, нам помогает перевод греческого слова eikona. Еврейский термин tselen, переведенный на греческий как eikona (образ, икона), буквально означает: явление, предстательство, замена, равнозначность»[122]. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932 – 1991) пишет: «Образ Божий, вложенный Творцом в человека, был зеркалом, отражающим Создателя»,[123] потому предназначением человека в этом мире является очищение сердца и превращение его в отполированное зеркало, готовое принять совершенное отражение Бога.

Архимандрит Георгий в своей книге «Обожение как смысл человеческой жизни» утверждает: «Глубочайший смысл нашей жизни, та конечная цель, для которой наш Творец создал нас в единении с Богом, в обожении, как истинном единении»[124]. Напомним, что воссоединение в единое целое (таухид), является так же стержневой, фундаментальной идеей Ислама.

Таким образом, смыслом существования и первоначальной целью человеческой жизни с точки зрения Христианства является достижение Богоподобия. Но в чём же оно заключается?

На этот вопрос отвечает Иеромонах Макарий (Лошкарёв): «Подобно тому, как Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух, так же и человек представляет собой троичный состав: ум, слово и дух. Также основополагающим моментом христианского учения о человеке является то, что человек изначально был создан целостным. Хотя его можно разделить на три составляющие части – дух, душа и тело, или, иначе говоря,– ум, сердце (сюда относятся чувства) и тело. Эти три составляющие части изначально были в человеке в полной гармонии. Человек был единой личностью, три составляющие в нем подчинялись одна другой. Но в результате грехопадения, о чём повествуется в Священном Писании и как толкуют многие святые Отцы, произошло разделение человека на эти три составляющие: ум стал как бы несколько отдельно, сердце отдельно и тело тоже отдельно. После грехопадения образ Божий в человеке был искажён и путь достижения этой великой цели неимоверно усложнился » [125]. Естественными последствиями этого искажения стали отделение человека от Бога, страдания и смерть. Ввиду этого искажения Христианство представляет человека как существо глубоко больное, разорванное, потому что эта болезнь грехопадением вошла не только в наших праотцев, но распространилась, как наследственная болезнь на всё человечество. Архимандрит Георгий заключает: «Великолепное творение Божие впало в тяжкую болезнь, болезнь к смерти. Образ Божий исказился. В падении человек потерял свойства, необходимые, чтобы идти к обожению. В этом состоянии тяжелейшей болезни, болезни к смерти, человек уже не может вернуться к Богу»[126].

Далее игумен обители Св. Георгия приводит следующие размышления: «Поскольку человек призван к осуществлению в себе подобия Божия, буквально созданный для того, чтобы стать богом, то, уклоняясь с пути обожения, он естественно чувствует пустоту внутри, будто что-то не так»[127]. «Душа человека, созданного по образу и подобию Бога, стремится к Нему, тоскует по единению с Ним. И нет ей покоя, пока не найдёт человек Бога и не соединится с Ним, сколь бы высока ни была его жизнь и многочисленны добрые дела его – потому что Сам Бог Святой вложил в него эту святую жажду, этот божественный эрос, это священное вожделение обожения, единения с Богом»[128]. Эта исконно-врождённая, естественно-неприобретённая потребность, вложенная в человека Всевышним во время творения Адама, сопутствующая ему с самого рождения, в Исламе названа фитрой. «Внутрь человека насаждена сила вожделения, данная Создателем для того, чтобы любить истинно, сильно, самозабвенно – как Сам Святой Творец, влюблённый в творение, в мир Свой. Человеку дана сила влюбиться в Бога, возжелать Его всей крепостью святого вожделения. Не имей он в себе образа Божия, его поиск Первообраза был бы бесплоден. Каждый из нас облечён образом Божиим, имеет Первообразом Бога. Образ стремится к Первообразу, и только когда находит Его, упокоевается в Нём»[129]. Однако достичь подобного состояния Единения и Растворения во Всевышнем крайне сложно, т.к. болезнь разделения значительно отклонила человека от цели, которая была ему предначертана Богом. То есть цель, конечно, не изменилась – изменились пути к этой цели. «Цель христианской жизни, по большому счету, можно сказать, заключается в одном – борьба с хаотическим состоянием, в которое попал человек в результате такого расстройства. Цель христианской жизни, вообще Христианства, – избавить человека от этих страданий»[130].

Потому главной задачей человека, в христианском понимании, становится избавление от греха как источника всех зол, мешающего человеку приобщаться к Божественной любви, на что указывал архиепископ Сергий (Страгородский) (1867 – 1944): «…Сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом»[131].

Архимандрит Георгий указывал, что человеческое естество нуждается в новом корне и этим новым корнем человеческого естества, Новым Человеком стал Богочеловек Иисус Христос – Сын Божий и Слово Божие – воплотившийся чтобы положить новое начало, новую закваску человечества»[132].

Святитель Феофан разъясняет, что Господь помогает человеку вернуть себе Образ Божий: «Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришёл на землю и воплотился, и в своём лице соединил человечество с Божеством, и через то всем нам дал возможность соединиться через Него с Богом»[133]. Это боговоплощение и понадобилось для того, чтобы исцелить человеческое естество от своего болезненного греховного состояния. «Он воспринял на Себя повреждённое грехом человеческое естество и соединил его с божеством. В результате, прошед через всю человеческую жизнь, начиная от Своего Рождества через зрелый возраст до самой смерти, Он освятил всю человеческую жизнь, всё человеческое естество»[134].

Таким образом, благодаря Иисусу Христу у человечества вновь появилась возможность достижения образа и подобия Божьего, но при определённых условиях.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...