Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И представлений о конце света



Учебные вопросы

1. Понятие эсхатологии. Индивидуальная и всемирная эсхатология.

2. Буддийская, христианская и мусульманская эсхатология.

3. Знамения, повествующие приближение дня Суда.

Эсхатология (от греч. έσχατον – «конечный», «последний» + λόγος – «слово», «знание»)[247] – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.

В современной науке о религии этот термин обычно толкуется как «учение о последних вещах» и его определяют как учение о конечной судьбе мира и человека[248]. Следовательно, в исследованиях на данную тему принято различать.

Таблица 17

Виды эсхатологии

индивидуальная эсхатология всемирная эсхатология
учение о посмертной судьбе (загробной жизни) индивидуальной человеческой души учение о конце света и сопряжённых с этим событиях

Эсхатологические воззрения являются неотъемлемой частью любой религиозной системы и оказывают решающее воздействие на этические принципы религии и верующих, являясь их логическим завершением, так как эсхатология дает совершенно иную ориентировку в мире.

Вера в существование двух миров, этого мира и мира иного, двух жизней, этой жизни и жизни после смерти, присутствует и является базовой в религиозном мировоззрении. В эсхатологии главное не конец мира, а уверенность в новом начале. Вера в воскресение из мёртвых и жизнь после смерти так же распространена во многих религиозно-мифологических системах мира. Одна из самых ранних картин всемирной эсхатологии представлена в буддийской космологии времени.

Буддийская космология времени– представление о возникновении, развитии и разрушении вселенной. Согласно буддийской космологии, время бесконечно и циклично, что позволяет говорить о некоторой структуре или ритме общего характера событий.

Основная единица измерений – махакальпа (Великая Кальпа) или великий эон. Длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет если не ещё больше. Великая Кальпа делится на четыре обычных кальпы или эона, эти эоны отличаются друг от друга по стадии эволюции вселенной.

Таблица 18

Последовательность четырёх кальп

Вивартакальпа «эон эволюции» период разворачивания вселенского существования
Вивартастхаикальпа «эон эволюции-длительности» период стабильного состояния вселенной
Самвартакальпа «эон угасания» период сворачивания и угасания вселенной
Самвартастхаикальпа «эон угасания-длительности» период состояния вселенской пустоты

Христианская эсхатология – раздел эсхатологии, который отражает воззрения христиан на вопрос о конце света и Втором Пришествии Христа. Христианская эсхатология отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира[249]. Христианскую эсхатологию можно условно разделить на общую и частную. Общая эсхатология говорит о судьбе этого мира и о том, что ожидает его в конце; частная – учит о посмертном бытии каждого человека[250].

Эсхатология Христианства почти полностью описывается в последней книге Нового завета «Откровение святого Иоанна Богослова» («Апокалипсис»), где содержатся таинственные пророческие указания о будущей судьбе мира. Содержание этой книги, согласно христианским толкователям, покрыто мраком тайны, и она во многих местах символична, аллегорична[251]. Главное содержание христианской эсхатологии сводится к представлениям об антихристе, втором пришествии Христа, конце света, страшном суде.

В конце времён «поглощена будет смерть навеки» (Ис. 26:19); «многие из спящих в прахе земли будут воскрешены для жизни вечной, а другие – для поругания» (Ис. 26:19; Дан. 12:2).

Схожие воззрения имеются и в Исламе.

Для верующих, вершивших благие дела, уготовано воскресение, прекрасная жизнь и награды:

«Кто делает добро, мужчина то или женщина, и правоверен, тот будет иметь счастливую жизнь, и Мы дадим им лучшие награды, сообразно делам их» (Коран 16:97)

Эсхатология Ислама. Конец света, воскресение мёртвых, суд, заступничество и другие эсхатологические элементы являются составными частями мусульманского символа веры. Фраза «Верую в Аллаха и в последний день» в кораническом тексте такая же непререкаемая истина, как фраза «Нет бога, кроме Аллаха», который является главным действующим лицом в этот день.

Мусульманская эсхатология раскрывается не в одном пророческом видении, как в книге «Апокалипсис». Стихи, описывающие ход исторического процесса, встречаются в различных местах Корана. Смысл их не совсем ясен без специального комментария из Сунны пророка Мухаммеда. Но даже при наличии этих комментариев многие события не поддаются рациональному анализу. Исламские первоисточники утверждают, что людям не дано знать всех подробностей последних дней и их хронологию. Знания об этом принадлежат Аллаху.

«Тебя будут спрашивать о приходе страшного часа. Что ты знаешь о нем? Его срок известен только Господу твоему» (Коран 79:42-44)

Рассмотрим сходные моменты мусульманской и христианской эсхатологии, существующие в первоисточниках этих религий.


Таблица 19

Сходные моменты мусульманской и христианской эсхатологии

Исламская традиция Христианская традиция  
1. Пришествие Даджала, Антихриста  
Одно из главных событий, возвещающих о конце света, – пришествие Даджала и последующие за этим события. Упоминает о пришествии служителя дьявола – Антихриста.  
Несомненно, что Даджал и Антихрист – это одно и то же лицо. Пророк Мухаммад сказал об этом так: «Не было пророка, который бы не предупредил о его появлении».  
2. Война праведников с врагами, предшествующая появлению Даджала, Антихриста (в хадисах и книге «Апокалипсис»)  
Война мусульман с ромеями. Последняя война будет одной из самых драматичных в истории человечества. Об этом имеется много хадисов у Муслима и Бухари. Например, в хадисе, переденном Абу Хурайрой, рассказывается о том, что в результате этой войны мусульмане одержат победу и займут Город (возможно, Константинополь). Овладев Городом, мусульмане услышат ложный слух, пущенный шайтаном, о том, что их семьями овладел Даджал. В результате этого они вернутся назад, но достигнув Шама (Дамаска) услышат, что ромеи вновь готовятся к войне. В книге Откровения записано об аналогичном падении Вавилона (Рима): «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» (Откр. 18:2-3).  
3. Приход лжепророка  
В это время на политической арене появится Даджал. Перед его появлением на земле в течение трёх лет будут несчастья и голод. В хадисах встречаются описания внешнего вида лжемессии. В частности, говорится о том, что он будет видеть лишь одним глазом, и у него между глазами будет написано «неверный» (арабские буквы «ка», «фа», «ра»): «Он широкотел, краснотел, одноглаз и у него кучерявые волосы». Отличительной особенностью Даджала будут его претензии на божественность. При этом он будет способен творить чудеса, но это будут ложные чудеса: «У него будет вода и огонь. Но его огонь – это (вкусная) вода. А его вода на самом деле это низвергающийся огонь. Кто из вас застанет эти события пусть примет то, что он представляет как огонь. Ведь на деле это вкусная и прохладная вода». Он сможет даже оживлять мёртвых. Пророк говорил, что он будет передвигаться с очень большой скоростью. Ему будут служить дьяволы и создавать иллюзию этих лжечудес. В Евангелие от Матфея и Марка так же указывается на приход лжехристов и лжепророков: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтоб прельстить, если возможно, и избранных» (Матфей 24:24-25). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтоб прельстить, если возможно и избранных» (Марка 13:22).  
4. Сорок дней тьмы
В хадисе, переданном со слов Фатимы, читаем: «Я – (лжемессия) Даджал. Близок тот день, когда мне позволено будет явиться. Когда же я явлюсь, я обойду всю землю. В течение 40 дней не останется такого места на земле, которое бы я не посетил, за исключением Мекки и Медины. Эти города будут запретны для меня. Когда бы я не попытался войти в эти города, всякий раз меня будет встречать ангел с мечом в руке и будет мне препятствовать». «Он (Даджал) придет с Востока». Согласно хадису пророка, Даджал «будет на земле в течение сорока дней. Из которых один день равен одному году, другой одному месяцу, третий одной неделе (В оригинале поставлено слово «Джума»), а остальные равны обычным дням, по которым вы считаете». Срок пребывания Антихриста в библейской книге «Апокалипсис» составляет сорок два месяца: «И даны ему были уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откровение 13:5).  
5. Второе пришествие Иисуса Христа
В течение этого времени, в канун битвы мусульман с Даджалом после возвращения воинов Ислама из Константинополя в Дамаск, состоится второе пришествие Иисуса Христа (Исы), который согласно хадисам, придёт на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход. «Они (воины Ислама) будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы, придет Иса». Иса, возглавив отряд, пойдет на Даджала и убьет его. В хадисе пророка это описывается следующим образом: «Как только враг Аллаха увидит Ису, сразу начнет таять, подобно тому, как тает соль в воде. И если бы его не тронули, то он так и растаял бы до смерти. Однако Аллах умертвил его могущественной рукой». Иса убьёт Даджала и благодаря мольбе Исы Богу человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа. Аналогичный исход сражения с антихристом описан в книге Откровения: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20).   В библейской эсхатологии Яджудж и Маджудж – Гог и Магог, – два народа, нашествие которых потрясёт мир незадолго до второго прихода Мессии. Христианские представления о народах Гог и Магог дополняются Апокалипсисом, где сказано, что в конце времен после освобождения сатаны, он призовет народы Гог и Магог для очередной священной войны с верными (Отк.20:7).  
6. Тысяча лет покоя и благоденствия После этой победы на земле на 1000 лет воцарятся покой и благоденствие
В хадисах читаем, что после пришествия Мессии (Исы) будет прекрасная жизнь. Мусульмане не будут переживать потрясений. Зла, ненависти и зависти не будет. Все религии, помимо Ислама будут полностью упразднены. Здесь следует вспомнить арабский перевод глагола эслэмэ, разъяснение которого уже приводилось нами на одной из лекций. (Арабский глагол эслэмэ и его производные ислам, муслим, муслимин означают: предаться воле Божией, преданность воле Божией, преданный воле Божией, следовательно, выражение «войти в ислам», «сделаться мусульманином» в переводе с арабского означает покориться воле Бога, предаться Ему). Из представленного разъяснения следует понимать данные хадисы следующим образом: «Предавшиеся, покорившиеся воле Всевышнего, не будут переживать потрясений. Все религии, помимо преданности воле Бога будут полностью упразднены».   «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4-6).
«Обитателям земли будет обеспечена безопасность. Львы будут пасти верблюдов, а дети играть со змеями». «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исаия, 11:4-8).
       

Знамения, повествующие о приближении дня суда [252]

Все описанные выше события произойдут последовательно. Последовательность же других событий, являющихся предвестниками дня Суда, не известна. Однако в Библии, Коране и хадисах описываются знамения, повествующие о его приближении.

Восход солнца с места заката:

«Не наступит день Воскресения до тех пор, пока солнце не взойдет с места заката. Когда люди увидят восход Солнца с Запада, они все уверуют. Однако те, кто не веровал ранее, не извлечет от этой веры никакой пользы»

Выход из-под земли существа, которое называется «Даббат уль-Арз»[253]. Об этом имеется информация в Коране:

«Когда приговор их будет готов, Мы выведем из земли тварь, которая скажет им: люди не верили в чудеса Наши» (Коран 27:82)

Туман, дым (Духан), который покроет землю. Появление этого дыма будет предшествовать знамению дня воскресения. Дым этот в течение сорока дней охватит кругом все пространство между востоком и западом. Люди будут потрясены этим и придут в ужас. От этого тумана неверные будут пухнуть до смерти, а праведники всего лишь перенесут от него болезнь подобную насморку. Подробнее об этом можно прочитать «Тафсир Корана по хадисам» Ибн Касира.

Таблица 20

Сопоставительнай анализ сходных моментов знамений,

повествующих о приближении дня суда

Мусульманская традиция Христианская традиция
«Подожди дня, в который небо издаст явный дым, который покроет людей. Это будет тяжкое наказание» (Коран 44:9-12). «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9:2-3).
(Ибн Касир привел хадис, переданный Али ибн Абу Талибом о том, что вместе с Даббат уль-Арз появятся посох Мусы (Моисея) и кольцо (печать) Сулеймана (Соломона). Посохом Мусы это существо будет ставить печать на лица оставшихся немногих праведников. Эта печать вначале будет в виде белой метки, которая затем расползется по всему лицу и лица праведников, таким образом, будут белыми. Кольцом (печатью) Сулеймана Даббат уль-Арз будет ударять по лицам неверных и на их лицах вначале появится черная метка, которая расползется по их лицам и они станут черными. Затем он будет возвещать людям о том, кто из них будет в раю, а кто в аду. «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:2-3); «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9:4).
Выход огня из-под земли в Хадрамауте (Йемен), «который соберет людей»
Местом сбора будет Шам (Дамаск). «Вы должны собраться в Шаме» «…И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16:16).
Трубный глас
После этого раздастся два трубных гласа (cур) со стороны Божьего Ангела (Исрафила). После первого трубного гласа вся вселенная и всё живое погибнет. Аллах уничтожит небеса, звёзды и моря: «Когда небо растрескается, когда звезды рассыплются, когда моря выйдут из берегов, когда разрушатся могилы, тогда всякая душа узнает все дела свои и давние, и позднейшие (Коран 82:1-5). «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откр. 8:2;6).  

Далее в Откровении святого Иоанна Богослова описываются события, происходящие после каждого трубного гласа. После того как вострубит седьмой Ангел:

«Совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр. 10:7)

Согласно мусульманской эсхатологии, после первого трубного гласа:

«Они предстанут пред Господом твоим рядами...» (Коран 18:47)

После второго трубного гласа (сур) всё человечество воскреснет:

«Час настанет. В этом нет сомнения, и Бог воскресит тех, которые в гробах» (Коран 22:7) «Затрубит труба, они встанут из гробов и прибегут пред Господа их. О горе нам, воскликнут они, кто вызвал нас с нашего ложа? Это то, что обещал Милосердный. Его посланные говорили нам истину» (Коран 36:51-52)

Кроме того, после второго гласа всё человечество будет собрано воедино:

«Придет день, когда они будут, как волны, тесниться одни на других. Затрубят трубы, и Мы соберем их всех вместе» (Коран 18:99)   «Господи, Ты соберешь всех людей в день, в котором нет сомнения. Бог не изменяет своих обещаний» (Коран 3:9)

Ханбалитский Шейх уль-Ислам Ибн Теймия писал об этих грядущих событиях следующим образом:

«Когда Великий Аллах распорядится уничтожить вселенную, Он прикажет ангелу Исрафилу дунуть в Сур (трубу). После этого все, что есть на небесах и земле, будет уничтожено, помимо тех, кого Аллах пожелает оставить живыми. Вся земля превратится в плоскую равнину. После этого Аллах прикажет Исрафилу во второй раз дунуть в Сур. После этого все люди восстанут из своих могил живыми»

Один из сподвижников пророка Абу Хурайра говорил, что слышал от пророка, что временной промежуток между двумя трубными гласами будет равен «сорока». Однако, по словам Абу Хурайры, пророк не сказал о том, будет ли это промежуток в сорок дней или месяцев, или лет.

После воскрешения начнётся Божий суд [254]:

«Судьей на нем будет Аллах «Владыка дня страшного суда» (Коран 1:4) «…Ему принадлежит власть в тот день, когда затрубят в трубы…» (Коран 6:73) «В этот день ни с кем не будет поступлено несправедливо. Вы не будете вознаграждены иначе, как по делам вашим» (Коран 36:54)

Все люди будут в страхе. Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния.

«…В день, когда явятся некоторые из знамений Господних, не будет пользы душе от ее веры. Ибо она не уверовала прежде того или, в вере своей не сделала доброго дела…» (Коран 6:158).

Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан):

«Бог ниспослал истинную книгу и весы. Кто скажет тебе? Может быть час близок» (Коран 42:17)

Каждому человеку будет дана Книга его деяний:

Мусульманская традиция Христианская традиция
«Тот, в правую руку которого дана будет его книга, скажет: ну, читайте мою книгу. Я всегда думал, что придется отдавать отчет мой. Тот же, которого книгу дадут ему в левую руку, скажет: ах, если бы мне не давали книги моей, и я не знал бы отчета моего. О, если бы смертью кончились дни мои» (Коран 69:19-20;25-27). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни…» (Откр. 20:12). «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15) «…и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

После суда грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть:

«Будут в тот день и мрачные лица, помышляющие о том, что их постигнет бедствие» (Коран 75:24-25)

Верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа:

«В тот день будут лица блестящие, смотрящие на Господа их» (Коран 75:22-23).

В хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллахом, говорится:

«Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами»

Сравнивая аят Корана и хадисы пророка о лицезрении Бога в раю с текстом библейской книги «Апокалипсис», нетрудно заметить, что совершенно аналогичный момент этому имеется и в христианской традиции. В частности, о возможности лицезрения Бога говорится:

«И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Апок. 22:4)

Вывод. Мы познакомились с понятием «эсхатология» как совокупностью религиозных взглядов и представлений о конце света, являющейся неотъемлемой частью любой религиозной системы, уделив особое внимание буддийской, христианской и мусульманской эсхатологии. В результате сравнительного анализа (знамений, повествующих о приближении дня Суда, описание рая и ада в Библии и Коране) выявили, что в них присутствуют моменты смыслового единства. Выяснили, что эсхатологические воззрения являются важнейшим аксиологическим принципом, оказывающим решающее воздействие на формирование и переоценку ценностей и ориентиров жизни человека, стоящего перед лицом вечности.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Эсхатология – это:

а) система религиозных взглядов и представлений о конце света;

б) система религиозных взглядов о предопределении судьбы человека;

в) система религиозных взглядов о воздаянии.

2. Вивартакальпа – это понятие:

а) буддийской космологии;

б) христианской эсхатологии;

в) мусульманской эсхатологии.

3. Где описывается христианская эсхатология

а) Коран;

б) откровение святого Иоанна Богослова;

в) книга «Апокалипсис»?

4. Где в Коране описывается мусульманская эсхатология

а) Коран «Корова»;

б) Коран «Луна»;

в) в различных местах Корана?

Литература

1. Айдын Ариф оглы Али-заде. Библия и Коран: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект) / А. Айдын. – Баку, 2002. – 104 с.

2. Арзуманян А.Л. Вопросы эсхатологии в мусульманской литературе / А.Л. Азруманян. – М.: Муравей, 2003. – 207 с.

3. Архиепископ Аверкий. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова / Аверский. – М.: Оригинал, 1991. – 80 с.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 788 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...