Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции души и духа



В БИБЛИИ И КОРАНЕ [57]

Учебные вопросы

1. Значение слов «душа» и «дух» в Библии.

2. Значение слов «душа» и «дух» в Коране.

3. Сердце – сосредоточение души.

Для русского культурно-языкового сообщества дух и душа – это некая национальная черта, отличительный признак – сила, мужество («русский дух», «сила духа», «русская душа», «душа нараспашку»). В историческом плане в русскоязычном социуме «дух» – это:

- моральные силы человека и всей нации/всего общества;

- воля самого человека;

- способность и готовность человека к действию;

- способность преодолевать трудности.

Говоря о специфических чертах отдельных видов социума, представляется возможным выделить некоторые наиболее рельефно выступающие национальные черты:

- в немецком социуме, в первую очередь, выделяется такая национальная черта, как пунктуальность,

- для французского характерна галантность (для мужчин) и чувственность (для женщин),

- для итальянского социума – импульсивность,

- для русского культурно-языкового сообщества (как ни для одного другого) именно «душа» является частью характера, натуры русского человека – «русский дух», «русская душа» (никому и в голову не придет употребить выражения типа «немецкий дух», «французский дух», «французская душа» и т.д.).

Для русского языка выражение «русский дух» является воплощением отличительных черт русского характера, русской натуры. Нам представляется, что данная формулировка определенным образом характеризует русского человека и русскую нацию, демонстрирует прочную и мощную (формировавшуюся веками) религиозную основу российского общества. Считаем возможным говорить о том, что таким образом подчеркивается, актуализируется некая сверхъестественная внутренняя сила, воля русского народа, которая все же присуща русскому человеку, несмотря на те трудности и перипетии, которые пришлось преодолеть нашему обществу, телесные слабости, одолевающие людей. «Дух» представляется некой ядерной частью человеческого существа, составляющей его стержень, сущностью, при потере которой человек лишается жизни – «испустить дух», «дух вон» и т.д.

Представляется возможным говорить о том, что «дух», с одной стороны, – это нечто присущее человеку, а с другой – нечто, существующее само по себе, некая мощная сила, которая сопровождает (или покидает) человека, делая его сильнее – «присутствие духа», «сила духа».

Следовательно, русское «дух» имеет две стороны:

- собственно религиозную (в религиозно-мистических представлениях некое сверхъестественное существо);

- общесоциальную (внутренняя моральная сила человека), причем общеязыковой план понятия «дух» даже несколько превалирует над религиозным, хотя и опирается на последний и выводится определенным образом из него. Можно сделать вывод о том, что, являясь религиозным в своей основе, термин «дух» в настоящее время перерос границы религиозности; понятия «русский дух» и «русский характер» используются как взаимозаменяемые для характеристики внутренней природы русского человека.

Душа же, особенно в религиозном дискурсе, выступает центральной и наиболее значимой частью человеческого существа, причём частью наиболее уязвимой: «Они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные» (Псалтирь, 59:4), которую необходимо беречь и спасать в первую очередь: «Избавь, Господи, душу мою, спаси меня ради милости Твоей» (Псалтирь, 6:5), «Подкрепляет Господь душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Псалтирь, 23:33). Недаром в религиозном мировоззрении человек отдает на суд Богу именно душу как наиболее значимую свою часть: «К тебе, Господи, возношу душу мою!» (Псалтирь, 25:1). Таким образом, именно душа становится концентратом и мерилом сущности человека, всего положительного или отрицательного, что есть у последнего: «…Господь взвешивает души. Предай Господу дела твои и предприятия твои совершаться» (Притчи Соломоновы, 16:2-3); «Каждая душа будет вознаграждена за дела свои. Бог знает хорошо дела людей» (Коран 39:70). И как результат, только душа, пришедшая к Господу, раскаявшаяся и уверовавшая по-настоящему, может снискать спасения: «Только в Боге успокаивается душа моя! Ибо на Него надежда моя!» (Псалтирь, 62:6); «О душа! Ты находишься в спокойствии, возвратись к Господу твоему, довольная и угодная ему…» (Коран 89:27-30).

Представляется правомерным говорить о том, что всё религиозное мировоззрение основывается на признании души в качестве центрального компонента сущности человека. Идея греховности человека и последующего очищения души становится движущим механизмом религиозной концепции, которая приводит в действие и становится целью всей человеческой жизни.

Остановимся более подробно на собственно религиозной стороне понятий духа и души.

По своей природе душа (часть человека, которая непосредственно создана Богом) непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало – склонное ко злу. Душа одухотворяет тело и управляет им. «Подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима»[58].

Если бы у вас была возможность задать вопросы Богу по поводу души, что бы вы спросили его? Что такое душа? Вечна ли душа? Где находится душа? Чем душа отличается от духа?

Ни один учёный не решился бы поставить перед собой подобные вопросы, так как ни одного однозначного, эмпирически обоснованного ответа на них в принципе получить невозможно. Однако философы вправе задавать подобные вопросы, так как, по словам Нейрона, «философия имеет дело с проблемами ещё не освоенными науками» и для неё важнее не сам ответ, а его поиск, приближающий к постижению Истины. Где же искать ответы на вопросы о душе и духе? Теологи и верующие полагают, что в Священных Писаниях.

Посмотрим, что сказано о природе души в Коране, рассмотрев различные переводы суры 17:85.

Таблица 8

Сравнительный анализ переводов суры Корана

пер. Кулиева пер. Крачковского пер. Богуславского
«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало» (Коран 17:85). «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного» (Коран 17:85). «Тебя спросят на счет духа. Отвечай: дух создан по повелению Господа моего; но немногим из вас дано знание» ( Коран 17:85).

Как видно, в представленных переводах значительное расхождение. Сравнительный анализ различных переводов аята дает более полную картину.

В переводе Э. Кулиева слово «душа» рассматривается в качестве «рух» – вечной, нетленной частицы, которое Д. Богуславским и И. Крачковским переведено не как «душа», а как «дух». Кроме того, у Э. Кулиева и И. Крачковского мы читаем, что знать нам об этом дано очень мало, а у Богуславского сказано, что эти знания даны лишь немногим.

Но есть ли у нас уверенность в том, что этими «немногими» не являемся мы? Так как в Коране чётко написано, что для людей размышляющих Он объясняет свои знамения:

«…По воле Своей Он объясняет Свои знамения (стихи Корана), чтобы люди о них размышляли» (Коран 2:221); «…Мы подробно излагаем учение Наше для тех, которые понимают» (Коран 9:11).

Как мы видим, еще так много тайн хранят в себе Священные Писания, раскрыть которые может помочь не только совершенное знание языков, на которых они ниспосылались, но чистое сердце, устремленность и милость Божия. Это даёт нам надежду на то, что приоткроется тайна и мы сможем найти хотя бы частичные ответы на поставленные вопросы.

Рассмотрим и проанализируем библейские и коранические взгляды на природу души и духа.

В Библии (Торе) содержится три слова со значением «душа»: нешама, руах и нефеш. Нешама и руах означают «дыхание», а нефеш – «живое существо в целом» и даже «тело».

Согласно еврейской энциклопедии [59], в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части: нешама, руах и нефеш. Когда умирает праведник, «нешама» получает «поцелуй любви» от Беспредельного и ныряет в «источник Божественного Света»; «руах» праведника («вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад; «нефеш» («витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный мир и покой где-нибудь в «спальном уголке» вселенной.

В Коране, как и в Библии, есть представление о духе – рух; душе – нафс и теле – джисм. Рух («ветер», «дух») связан с миром горним, нетленным и должен пребывать у Бога. Нафс – это низменная, животная душа, которая отойдёт в землю вместе с телом. Нафс содержится в теле, и сожжение тела означает её полное уничтожение.

Удивляет и восхищает сходство написания и произношения слов, что дает основание в очередной раз задуматься о Едином Божественном Источнике. Библейские «нешама» и «руах», подобно кораническому «рух», вечны, нетленны и в момент смерти тела пребывают у Бога. Библейское обозначение души «нефеш» сопоставимо с арабским обозначением души «нафс», которая умирает в момент смерти тела «джисм».

Говоря «дух» мы, в первую очередь, подразумеваем дыхание, т.е. слово дух для нас ассоциируется с дыханием или с воздухом. Дыхание предназначено для того, чтобы поддерживать нашу жизнь, однако оно не зависит от нашей воли и невидимо. Следует заметить, что во всех индо-европейских языках (включая русский) семантика слова «дух» восходит к праиндоевропейскому корню – dheu (дуть). Отсюда же происходит греческое «deos» (Бог), санскритское dhjana (медитация) и т.д. Аналогичное соответствие встречается и в семитских языках: еврейское «руах», арабское «рух» – все эти обозначения Духа переводятся как «дуновение», «дыхание».

В Священных Писаниях указывается, что в сотворенного человека был вдохнут дух Божий:





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...