Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сердце – сосредоточение души



По единодушному мнению представителей разных конфессий, душа человека находится в сердце. Вот что пишет философ Б.П. Вышеславцев: «Сердце есть, прежде всего, предельный, таинственный, сокровенный центр личности, где находится вся ее ценность и вечность. Символ «сердца» указывает на эту таинственную глубину, доступную только Богу. Необходимо признать сердце основным органом религиозных переживаний. В простоте и доступности этого слова «сердце», этого символа, постоянно присутствующего в простой разговорной речи – его высокая религиозная ценность. Человек «без сердца» есть человек без любви и без религии, безрелигиозность есть, в конце концов, бессердечность»[63].

В христианской антропологии сердце выступает центральным органом триединства духа-души-тела, их гармонии и иерархии[64]. Сердце – одно из наиболее частых слов, употребляемых в Библии, где ему приписываются все формы сознания, проявления любви, совести и жизни вообще в единстве тела, души и духа. Сердце рассматривается в Христианстве как «место встречи» двух принципиально различных форм бытийности – абсолютной, вечной, непреходящей и относительной, ограниченной бренной.

С.Л. Франк писал о сердце как месте соприкосновения двух миров («свет во тьме») и о сердечном знании («с нами Бог»)[65]. По словам Блеза Паскаля, только «сердечное чувство» дает возможность человеку постичь первоначала бытия, поскольку сердце выступает центром знания, веры и нравственности. «Сила сердца» означает у Паскаля не «слабость разума», но отрицание его мнимого всесилия.

Сердце, как орган познания «божественной тайны», является основным предметом суфийской гносеологии[66]. Именно в сердце скрыты все тайны бога. Сердце, являющееся сокровенным центром личности в человеке, многие суфии считали вместилищем божественного. «Сердце является главным органом, – пишет аль-Фараби, – который не управляется никаким органом тела. Затем идет мозг. Он также – главный орган, но господство его является не первичным, а вторичным, потому что, управляя всеми другими органами, он сам управляется сердцем. Он, однако, служит только сердцу и обслуживается другими органами в зависимости от природного намерения сердца»[67]. Выдающийся представитель средневековья Кожа Ахмет Ясави особо ценным в идее духовного возрождения человека считал сердечное отношение между человеком и миром, сердечность Ясави рассматривал как проявление божественного в душе человека.

Согласно православной византийской культуре, благодаря «очищению сердца» и сосредоточению сознания на самом себе возможно достижение единства человека с Богом, а «сведение ума в сердце» является сверхрациональной процедурой подготовки человеческой души к восприятию небесной благодати[68].

«Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (I Соборное Послание Св. Апостола Иоанна Богослова 3:21-23)

Павел Флоренский называл сердце «очагом нашей духовной жизни». Русский мыслитель говорит о феномене «чистого сердца» как центра, ядра и гармонизирующего начала всей духовной жизни человека[69].

«Блаженны чистые сердцем: ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)

Однако далеко не каждый достигает «сердечной чистоты».

Мы уже отличаем Нафс (душу) от Рух (дух) и принимаем во внимание, что Дух универсален и Един для всех. Но каждый человек имеет индивидуальную собственную душу, которая в течение жизни либо достигла «чистоты сердца», либо нет, и в зависимости от этого может быть как уничтожена, так и имеет способность расти.

«...блажен тот, кто сохранит ее непорочною; гибель тому, кто развратит ее» (Коран 91:7-10) Достойные души будут вознаграждены: «Вокруг них будут обносить золотые сосуды и чаши, в которых будет все, что пожелает душа их и что приятно для глаз их. Вы там будете вечны» (Коран 43:71) У не достигших «чистоты сердечной», тех, кого «…ослепила жизнь этого мира» (Коран 6:70), «… Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали» и «…их дурные дела подчинили сердца их» (Коран 83:14)

В комментарии к этому аяту Д.Н. Богуславский пишет: «Когда кто-либо согрешает, в сердце у него делается черная точка, таким образом, по мере совершения грехов все сердце, наконец, делается черным».

О таких душах в Коране прямо говорится:

«…Напомни им, что всякая душа погибнет от своих дел; ей не будет никто не покровителем, ни заступником, кроме Бога…» (Коран 6:70) «Всякая душа вкусит смерть…» (Коран 21:35) «Каждая душа будет вознаграждена за дела свои. Бог знает хорошо дела людей» (Коран 39:70) «… Всякая душа приобретает то, что совершила, она не понесет тяжести за других…» (Коран 6:164) «… Бог лучше знает, что – в душах ваших…» (Коран 11:31)

Потому-то человек и просит Бога о сотворении в нем нового чистого сердца, понимая, что грязное, привыкшее к греху сердце не способно дать ему покой, уверенность и способность жить праведно.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12)

Но что мы можем сделать для очищения сердца?

Приведём хадис Имама Муслима: «Поистине, в детстве к Мухаммеду играющему с ровесниками, пришёл ангел Джабраил. Он положил Мухаммеда на землю, раскрыл его грудь, вынул оттуда сердце и выбросил из сердца сгусток крови. Затем Джабраил сказал, что это была часть сатаны, находившаяся в нём. Далее положил сердце в золотой тазик и помыл водой зам-зам…»[70]. Подтверждением хадиса является речение Аллаха:

«Мы разве не раскрыли грудь твою и не сняли с тебя ноши твоей, которая тяготила спину твою?» (Коран 94:1-3).

Подобная история повествуется и в Библии в книге пророка Исайя:

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:6-7).

Вдохновлённый сюжетами Священных текстов, А.С. Пушкин написал своё знаменитое произведение «Пророк»:

Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим на перепутье мне явился.

Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый, и жало мудрыя змеи

В уста замёршие мои вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом, и сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал и бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей

И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»[71].

О каком именно пророке писал А.С. Пушкин, споры идут до сих пор. Однако поиск конкретной личности уводит от размышления о главном – об очищении сердца, огрубелость которого многократно упоминается в Священных Писаниях.

Таблица 11

Цитаты из библии и Корана об огрублении сердца

Библия Коран
«Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:10) «Потому сердца ваши отвердели и стали как камень или даже ещё твёрже…» (Коран 2:74) «Скажи им: разве слепой может быть равен зрячему?» (Коран 6:50) «Слепой не равен зрячему, и добродетельный не равен грешнику» (Коран 40: 58)

Господь через все Священные тексты обращается к нам:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1:16)

Подобно тому, как любой металл в неблагоприятной среде способен заржаветь, так сердце человека в результате совершения различных прегрешений в суете земной жизни грубеет, черствеет, постепенно покрываясь слоем ржавчины.

«Сердце святого вмещает Бога, тогда как сердце обычных людей погрязло в прахе и воде. Ценность человека определяется тем, каково его сердце. Предназначение человека в этом мире – очистить своё сердце и превратить его в отполированное зеркало, готовое принять совершенное отражение Бога. Этого можно достичь только под руководством Обладателя Сердца»[72].

«Когда прояснится зеркало твоего сердца, ты узришь видения не из мира праха и воды. И не одни только образы, но и Художника, не только ковёр судьбы, но и Ткача», – пишет Джалал-ад-дин Руми.

До тех пор, пока сердце не станет подобно «чистому зеркалу», которое в Буддизме названо зеркалом Будды, позволяющим осознать внутреннее сияющее пространство, характеризующее истинную природу человека, разум не будет способен постигнуть скрытые за завесами божественные истины. «Ведь образ ясный в зеркале увидит ясноликий, а тёмный человек – лишь тёмное пятно» (М,3,3440), – разъясняет Руми.

Не гоже проявлять нам раздражение,

Увидев в зеркале кривое отражение.

Ведь в нём для нас подсказка, без сомнения,

И это – шанс нам для преображения.

«Конечно, в этом есть напоминание всякому, имеющему сердце…» (Коран 50:37)

Митрополит Антоний Сурожский в своей воскресной проповеди призывает: «Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом, и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне, – который горел всем своим существом и не сгорал»[73].

Вывод. Мы рассмотрели основные идеи относительно «духа» и «души» в Библии и Коране. В ходе анализа фрагментов Священных Писаний выявили сходство основных понятий. Не обнаружили никаких противоречий и расхождений во мнениях относительно важности очищения сердца, как основного предназначения человека, что в очередной раз подтверждает нашу идею о Едином Источнике представленных Священных Писаний и подводит к рассмотрению вопроса о смысле жизни с точки зрения мировых религий как важнейшем аксиологическом потенциале.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы значения слова «душа» в Библии?

2. Какие качества души встречаются в Коране?

3. Расскажите о месте сосредоточения души.

Рекомендованная литература

1. Абдигалиева Г.К. Религиозная этика и аксиология: учеб. пособие / Г.К. Абдигалиева. – Алматы, 2003. – 55 с.

2. Аль-Бухари Сахих. Книга единобожия; комментарии Бухари (3245) и Муслим (2834).

3. Аль-Фараби. Философские трактаты / Аль-Фараби. – Алматы, 1970. – 271 с.

4. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. / Б.П. Вышеславцев // Этика преображения эроса. – М., 1994. – 285 с.

5. Седанкина Т.Е. Евангелие и Коран: тематико-сопоставительный обзор / Т.Е. Седанкина. – Verlag: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 270 с.

6. Франк С.Л. Реальность человека. Метафизика человеческого бытия / С.Л. Франк // Реальность и человек. – М., 1997. – С. 271.

7. Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам. Часть II. Коран, который мы не знаем / А.Г. Хайрутдинов. – Казань, 2007. – 128с.

8. Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми / Уильям К. Читтик. – М.: ЛАДОМИР, 1995. – 542 с.


ТЕМА 5





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 514 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...