Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозного мировоззрения



Учебные вопросы

1. Специфика понятий «жизнь» и «смерть» в системе ценностных ориентиров религиозного мировоззрения

2. Категории «добро» и «зло» – центр ценностной картины религиозного мировоззрении.

3. «Рай» и «ад» как результирующая жизни человека.

«Жизнь – смерть»

Диада «жизнь – смерть» позволяет четче структурировать систему ценностей и ценностных ориентиров религиозного мировоззрения. Категория «жизнь – смерть» делит жизнь человека на до и после, земное и небесное, на то, что находится по эту и по ту сторону всего сущего.

Таблица 12

Многоаспектность диады «жизнь – смерть»

Жизнь как отрезок времени Жизнь как ступень в вечность
Жизнь – временность, нестабильность, а соответственно, путь к погибели «Дни мои как уклоняющаяся тень; и я иссох, как трава!» (Псалтирь, 102: 12) Жизнь – путь к вечности и единственному пути к спасению «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего…» (Псалтирь, 45:7)
Смерть – это мрак, бездна и забвение «Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет помятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалтирь, 6: 5-6); «Обратятся все нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога» (Псалтирь, 9:18) Смерть – свет и спасение «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы смертной, и расторгнул узы их» (Псалтирь, 107:13-14)
Бренность всего земного «Горы тают как воск от лица Господа» (Псалтирь, 90:3) Прочность и долговечность небесного «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Псалтирь, 90:3)
Страдания и бесконечные испытания земной жизни «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня» (Псалтирь, 18:5) Покой и умиротворению небесного «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое» (Псалтирь, 62:1)
Бессмысленность всех действий человека «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, нет в том спасения» (Псалтирь, 146: 3) Созидательная сила Бога «…взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил» (Псалтирь, 8:4)

Рассмотренные оппозиции представляют собой базовые ориентиры, на которых «покоится» в конечном счете все «здание» ценностей религиозного мировоззрения. Через такое противопоставление различных сторон и черт жизни и смерти, небесного, божественного и земного, присущего человеку, во многом актуализируются религиозные ценности. На отрицании одного и утверждении другого строится цепочка ценностных качеств и отношений: то, что свойственно греховному миру человека, не имеет ценности, ведет к гибели, ввергает в бездну и мрак, а то, что свойственно «высшему» божественному миру, обладает вечной, непреходящей ценностью, ведет к спасению. Всё, идущее от Бога и связанное с ним, имеет непреходящую ценность и, напротив, мир людей – несовершенен и ведет к погибели:

«Сила Твоя простирается превыше небес! … Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то, что есть человек, что Ты помнишь его?..» (Псалтирь, 8:2-5)

Мир божественного возводится в абсолют и является единственной ценностью, творящей жизнь («порождающей», «дающей жизнь», «посылающей жизнь», «даровавшей жизнь»).

Таким образом, жизнь, являясь сложным онтологическим феноменом, представляется для верующего человека временным отрезком, конечным и быстротечным, являющимся лишь ступенью, подготовкой для вступления в вечную жизнь:

«И жизнь ваша в этом мире – забава легкая да тщета, и лишь в приюте будущего мира – истинная жизнь» (Коран 29:64)

С точки зрения религиозного мировоззрения, жизнь человека представлена двояко. С одной стороны, жизнь представляется как линия, которая имеет начало и конец:

«Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалтирь, 103:15-16)

С другой стороны, человеку даются своеобразные рекомендации «достижения» вечной жизни:

«Уклоняйся от зла и делай добро и будешь жить вовек» (Псалтирь, 38:27) «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно – жизнь твоя» (Притчи Соломоновы, 4:13)

В религиозной трактовке жизнь человека без Бога и упования на него бессмысленна и невозможна:

«Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал как человек без силы…» (Псалтирь, 88:4)

Причем даровать жизнь, равно как и отнять ее у человека, может только Создатель:

«Лишь Бог дает вам жизнь и шлет вам смерть за этим!» (Коран 45: 26) «Лишь Бог дарует жизнь и смерть и ведает о всем, что вы творите» (Коран 3:156)

Смерть – самое драматичное и непоправимое событие в жизни, абсолютная неизбежная реальность, кульминация жизни, которая приводит в смятение и с необходимостью побуждает философствовать. Что значит умереть? Почему мы умираем? Что значит – умереть, чтобы жить? Умирая, умираем ли мы целиком? Что нас ждет после смерти? Новое рождение? Полное уничтожение? Загробная жизнь? Если что-то остаётся, то что и как? Вот вопросы, которые мыслящие люди задавали и задают, ибо не могут не задавать их. Перед лицом смерти возможны две основные позиции: абсолютный пессимизм и абсолютный оптимизм. Либо смерть есть конец всему, и тогда жизнь бессмысленна, несправедлива, абсурдна и совершенно пуста; либо смерть есть болезненный, но необходимый переход к полноте и бессмертию. В свете надежды, которую даёт этот разумный оптимизм, проясняется вся человеческая жизнь, и наши действия обретают абсолютную значимость.

В религиозном мировоззрении смерть, с одной стороны, вызывает у человека вполне естественный страх перед неизвестностью, а с другой стороны, рассматривается именно как избавление от тягот жизни и невзгод при условии, что человек прожил праведную жизнь:

«Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. Праведник спасается от беды …» (Притчи Соломоновы, 11:6) «Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей» (Притчи Соломоновы, 11:19)

Страх смерти может быть преодолен только посредством истинной веры, веры в будущую более счастливую жизнь. Смерть во имя Бога и веры рассматривается как высшее благо для истинно верующего:

«Поистине, коль примите вы смерть, иль будете убиты на пути Господнем, прощение и милосердие Его вам будет благостней того добра, что им в сей жизни удалось собрать» (Коран 3:157)

Факт смерти всего смертного наводит на мысль о бренности всего земного, о «суете сует» (Екклесиаст, 12:5). Интересен факт, что дни рождения многих святых и мучеников празднуются церковью в дни их смерти. Смерть видится мученику жертвой любви и хвалы; ему дана привилегия соединиться с Христом в смерти, которая не есть случайность, но кульминация жизни.

Кроме того, смерть рассматривается как гораздо лучший и достойный выход, нежели неправедная жизнь: «Лучше смерть, нежели зол живот». Качественное превосходство во многих случаях покрывает количественную недостаточность и даже повышает иерархический ранг – количество, безусловно, играет важную роль, но качество оказывается важнее: «Лучше хорошая смерть, чем плохая жизнь».





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...