Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Художественный образ как основной «код» искусства. Многообразие определений, структура и сущность художественного образа. Генезис понятия от синкретического искусства к синтетическому. Неразделимость слова и образа (А. Потебня). Понимание образа как надсловесной реальности. Образ и художественная деталь (Е. Добин).
Классификации образов (М. Эпштейн): по предметности (предметные и беспредметные образы). Характеристика предметных образов:
Персонаж (герой) и структура его образа. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики: воссоздание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и т.п.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.
Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.
Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж, «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.
Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.
Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей. Логическая и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактическая, бытовая речь в связи с ситуацией высказывания. Цитаты в речи персонажа и повествователя.
Условно-патетическая (возвышенная или сниженная) речь персонажей в канонических жанрах. Речь персонажа в прозе и в поэзии.
Антигерой как аксиологическая модификация образа.
Пейзаж как разновидность художественного образа. Его типология (индивидуальный, национальный, космический; унылый, бурный, романтический и т.п.).
Интерьер и его характерологические функции в художественном тексте.
Предмет и животный мир как художественные образы. Остранение как прием художественной условности.
Беспредметные образы: звук, настроение и т.п.
Классификация художественных образов по смысловой обобщенности: индивидуальные, характерные, типические образы; образы-мотивы, топосы, «вечные» образы, архетипы и кенотипы. Терминологическая многозначность мотива (элементарная единица сюжета, устойчивый художественный образ, художественно значимое место текста).
Классификация художественных образов по структуре: автологические, металогические и суперлогические художественные образы и их специфика. Литературоведческое содержание понятий «символ» и «аллегория».
Художественная деталь и художественная подробность. Значение текста в выявлении художественных потенций слов. Понятие и представление в слове. Словесный и метасловесный уровни слова как проявление творческой «истории» слова. Пластические и условные модусы художественного слова. Детализация в образной, пространственной и временной перспективе. Знаковый состав подробности и символический состав детали. (Е. Добин). Гармонические и диссонансные детали. Прием остранения в создании детали.
Антонов С.П. Я читаю рассказ. – М., 1973.
Добин Е. Искусство детали. – Л., 1975.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
Пространственно-временная организация сюжетного действия.
Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художественного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.
Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т.п.).
Литература как искусство временное. Лессинг о действии как предмете поэзии. Художественное отражение и претворение времени писателями. Роль в литературе пространственных представлений. Освоение словесным искусством пространства и времени в их единстве.
Понятие хронотопа (М. Бахтин). Основные типы хронотопов и их художественная нагрузка.
Образы времени. Соотношение настоящего, прошедшего и будущего времени. Мифологическое, утопическое, историческое время. Время бытовое, календарное, экзистенциальное, философское. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.
Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции. Аллюзии.
Нарратология, или уровень рассказывания как коррелят взаимосвязи между изображением и коммуникацией.
Повествователь как относительно конкретный образ и некая образная идея, принцип и облик носителя речи (психологическая, идеологическая и «географическая» точка зрения).
Виды связи по формам речи и их функции. Статичные (описание, характеристика, рассуждение) и динамичные (повествование, монолог, диалог) виды рассказывания.
Средства художественного общения по субъекту речи (порядок высказывания как последовательность смены точек зрения).
Проблема повествователь–рассказчик и типы повествовательных ситуаций. Внешняя и внутренняя точки зрения.
Дискурсивные уровни повествования (повествовательные инстанции): эксплицитный автор, эксплицитный читатель, персонажи-рассказчики). Абстрактно- коммуникативные уровни (имплицитный автор, читатель, “нарратор” в безличном повествовании (И.П. Ильин).
1-личная и 3-личная формы повествования. Сказ повествующий и воспроизводящий (Б. Эйхенбаум).
Основы нарративной типологии: редакторское всезнание, нейтральное всезнание, частичное всезнание; я-свидетель и я-протагонист как повествовательные инстанции.
Язык художественной литературы
Словесная ткань произведения: художественная речь, «поэтический язык», «стилистика», «текст». Различная наполненность термина «язык» в литературоведении и языкознании.
Речь как предмет художественного изображения. Обусловленность речи содержанием и целью высказывания. Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи, ораторской и разговорной.
Монологи и диалоги как воспроизведение мышления, мировоззренческих эмоций и интеллектуального общения. Формальные и функциональные различия между монологом и диалогом. Исторические судьбы речи как предмета художественного изображения. Однотипность (каноничность) речи персонажей и повествователей в ведущих жанрах древности и средневековья. Ораторская и разговорная речь в их преломлении словесным искусством. Риторика в ее воздействии на художественную литературу. Неавторская (чужая) речь в произведении. Разноречие и многоголосие в литературе.
Обращенность литературного произведения к интонационному воображению читателя. Синтаксические конструкции (в их сочетании с предметно-логическим смыслом высказываний) как носители интонаций. Литература как искусство воспроизведения человеческих голосов.
Образность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык – источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи.
Фонетические средствахудожественной речи: (звуковые повторы, паронимы) и их художественная функция. Проблема самостоятельной значимости звуков речи (фонем). Возросшее значение звукописи в литературе XX в. Формальные и функциональные различия между поэзией и прозой.
Лексико-семантические особенности: номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэтических неологизмов.
Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее виды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Виды метонимии. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Виды метафоры. Простое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о их происхождении в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образы- эмблемы. Возврат утраченной образности слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.
Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.
Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение, дающее целостную характеристику предмета. Отличие эпитета от логически-разделительного определения.
Стиль
Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля.
Стилевое влияние, стилизация, пародия; эпигонство.
Индивидуальный стиль писателя как совокупность наиболее общих, устойчивых связей между отдельными компонентами формы. Носители стиля в художественной системе писателя и отдельном произведении.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!