Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

VI. Закономерности литературного процесса



Литературный процесс как совокупность созданных в определенную эпоху произведений (включая и шедевры словесного искусства, и посредственную, эпигонскую, массовую литературу), их публикаций и обсуждений (прежде всего литературной критикой), творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как аспект литературного процесса данной эпохи. Взаимодействие художественной литературы с другими видами искусства, ее связи с внехудожественными формами культуры (обряды и ритуалы, повседневный быт с соответствующими им предметностью и поведением), религиозным сознанием, течениями философской мысли, общественно-политическими движениями как грани литературного процесса в каждую из эпох.

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (традиционалистское и индивидуально-творческое).

Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы.

Литературный процесс в масштабе всемирно-историческом как специфическая часть культурного и общественно-исторического процесса. Опыты соотнесения развития литератур с общественно-историческими формациями. Специфичность этапов литературного творчества как явлений культуры. Стадии развития словесного искусства. Фольклорно-мифологическая архаика. Древние литературы, особое место в их ряду европейской античной литературы. Средневековые литературы. Спорность разграничения древних и средневековых литератур за пределами Западной Европы. Общие черты древних и средневековых литератур (синтез художественной и внехудожественной функции, традиционность форм, преобладание канонических жанров и анонимности творчества, нестабильность текстов, неразграниченность переводной и оригинальной словесности). Литературы Нового времени в Западной Европе и за ее пределами; их личностный характер и интенсивная историческая динамика; ориентация писателей и поэтов на обновление литературы; осмысление ими предшествующей словесности как ориентира для оригинального (новаторского) решения современных творческих задач. Разграничение учеными (С.С.Аверинцев, П.А.Гринцер, А.В.Михайлов и др.) трех стадий литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм); ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм); свободное от жанрово-стилевых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Национальная и региональная специфика литератур, определяемая этническими особенностями и путями культурно-исторического развития народов и их групп. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран, народов, регионов. С.С.Аверинцев о различии путей ближневосточной словесности и Древнегреческой литературы. Географические границы Возрождения и специфика культурно-художественного развития западного и восточного регионов как дискуссионные проблемы современной культурологии и искусствоведения. Уникальность западноевропейского Ренессанса. Работы Н.И.Конрада и их обсуждение историками и литературоведами. Д.С.Лихачев о значении Предвозрождения в литературах восточноевропейского региона.

Основные литературно-художественные движения Нового времени (от Возрождения до реализма и модернизма). В.М.Жирмунский о международных литературных течениях. Д.С.Лихачев о смене «великих стилей» в искусстве и литературе. Стили традиционных, канонических жанров. Индивидуальные стили и стилевые тенденции в литературах нового времени. Термин «поэтика» как обозначение совокупности художественных идей и форм, творческих принципов, теоретико-литературных концепций, характерных или для масштабной творческой деятельности, или для какой-либо группы писателей, или для национальной литературы на определенной стадии ее развития. Разграничение понятий «художественная система» (явление межнациональное и всемирно значимое) и «направление» (группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой). Б.Г.Реизов о сложности соотношений между существованием художественных систем (направлений) и хронологией литературного развития. Взаимодействие литератур, находящихся на одинаковых и разных стадиях культурно-исторического развития. Расширение и упрочение связей между литературами разных стран и народов по мере движения истории. Международные литературные связи как важнейший источник обогащения национальных литератур, как условие полного и широкого выявления их оригинальных черт.

Художественная система (творческий метод, парадигма художественности, литературное направление и течение). Различная трактовка этих категорий в науке. Художественные системы античности и раннего средневековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм – ведущие направления в европейских литературах XVII - XVIII - начала XIX вв. (общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений.

Творческий метод как система, сумма творческих принципов, способ отражения мира, принцип обобщения действительности в творчестве, принцип отбора и оценки явлений действительности. Возникновение этого термина в советской критике начала 30-х гг. и дальнейшая разработка соответствующего понятия. Полемика вокруг термина и попытки выделения нового – «парадигма художественности» (В.И. Тюпа). Составляющие парадигмы художественности, или метода: способ обобщения действительности (идеализация, символизация, типизация); оценка (тенденциозная, объективное повествование, подтекст); созидательная сила художника (пластика, чистые формы).

Проблема типологии творческих методов. Принцип «зонтика» в разграничении методов. Реалистические (классицизм, критический реализм, натурализм, соцреализм) и нереалистические (сентиментализм, романтизм, неоромантизм, символизм, импрессионизм, экзистенциализм, сюрреализм) методы в литературе и их характеристика. А.Пушкин, О.Бальзак, В.Белинский об отличительных свойствах реалистического воспроизведения жизни, о «самодвижении» характеров. Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистической литературе. Реализм как творческий метод. Определение реализма Энгельсом. Преобладание исторически отвлеченных принципов воспроизведения жизни в литературе античности, средних веков, Нового времени (XVI - XVIII вв.). Реализм в широком смысле (универсальный) в литературе Возрождения и Просвещения. Реализм XIX - XX вв., его связь с расширением предметной сферы литературы, с возросшим интересом писателей к повседневности, быту, «микросреде», к внутреннему миру человека, с упрочением в искусстве психологизма.

Психологизм как проблема художественного сознания. Интерес к внутреннему миру человека и способы его выражения в тексте. Текучесть сознания в реалистическим искусстве и антипсихологизм новейшей литературы как эстетическая установка.

Теория типического. Концепция искусства как познания. Тип и характер как опорные понятия этой концепции. «Классификаторское» и «стандартное» значение термина (др.греч. - образец, отпечаток).

Типическое в литературоведческом понимании: любое воплощение общего в индивидуальном (если оно достигает яркости и полноты). Типическое как «высокая степень характерности» (Г.Н. Поспелов).

Характерность как предмет познания в искусстве (воплощение общих, закономерно существующих, повторяющихся черт жизни людей в их индивидуальном облике - Аристотель, Лессинг, Гегель, Маркс и Энгельс, представители культурно-исторической и социально-генетической школ в литературоведении, писатели и художники XIX - ХХ вв.). «Характер» как завоевание реалистического искусства Х1Х-ХХ вв. (воспроизведенный персонаж в многоплановости его черт и одновременно целостная личность).

Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. - М., 1953. - Т. 3.

Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М., 1962. -С. 312-321.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. («Символ и тип») – М., 1976.

Специфика литературного процесса в XX веке. Модернизм в авангардистском и «неотрадиционалистском» вариантах. Мировоззренческое и художественное разнообразие модернистской литературы, множество направлений в его рамках. Социалистический реализм как направление в советской литературе, оформившееся в 30-е гг., и его дальнейшая судьба. Обновление реалистических традиций в литературах разных стран и регионов на протяжении XX в. Постмодернизм как явление литературы.

Источники общности (повторяемости) в литературном развитии разных стран и регионов. Сближения на почве культурно-исторического развития (типологические схождения, конвергенции). Моменты сходства, возникающие на почве международных культурных контактов (влияний и заимствований).

Всемирная литература как совокупность своеобразных литератур разных регионов, стран, народов, плодотворно контактирующих друг с другом. Активное воздействие западноевропейских литератур на литературы иных регионов как черта культуры Нового времени. Ускоренное развитие литературы (Г.Д.Гачев) в ряде стран и регионов. Угроза денационализации литературы в процессе ее ускоренного развития и дальнейшее укрепление ее самобытности путем творческого сопряжения чужого опыта с собственным. Эволюция содержательно значимых форм (жанровых, сюжетных, предметно-образных, стилистических), словесно-художественных мотивов, литературного сознания и теоретических принципов как предмет исторической поэтики. А.Н.Веселовский как создатель этой научной дисциплины. М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, С.С.Аверинцев об эволюции установок и форм литературного творчества. Современные проблемы исторической поэтики и перспективы ее разработки.

Литература

Теория литературы. Литературный процесс/ Борев, Ю. Б. – М., 2001.

VII. Внутренняя типология литературы: роды и жанры

Выделение родов из синкретического творчества. Система персонажей как структурная основа эпического и драматического произведения. Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности, существующие на протяжении всей истории искусства. А.Н.Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Характеристика родов у Платона и Аристотеля. Теории литературных родов у романтиков, Гегеля и Белинского. Преобладание в эпосе сообщающих начал речевой деятельности и роль образа повествователя; в драме, ориентированной на театр, – непосредственно коммуникативных, действенных, по преимуществу диалогических форм речи; в лирике – медитативных, экспрессивных. Специфичность освоения времени и пространства, а также форм присутствия человека в каждом из литературных родов.

Эпос и драма как художественное освоение бытия в его пространственно-временной динамике. Система персонажей как структурная основа эпического и драматического произведения. Сюжет в его соотнесенности с конфликтом (коллизией). Опыты построения универсальной модели сюжета французскими структуралистами (разработка нарратологии на основе исследования В.Я.Проппом волшебной сказки).

Специфика предмета и речи лирических произведений. Субъект лирического высказывания и автор. Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма. «Невписываемость» в традиционно выделяемые литературные роды очеркового жанра, литературы «потока сознания», художественной эссеистики, получивших широкое распространение в XX веке.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 3320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...