Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Генезис художественных систем. Исторические типы художественного сознания в смене литературных эпох. Литературный процесс



Художественное сознание эпохи. Принципы античного искусства и их отражение в теоретической мысли (Аристотель). Средневековье и его эстетические установки.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в его модификациях, модернизм, постмодернизм (эстетика, философия, поэтика; основные имена).

Уровни литературного процесса: региональный, зональный и национальный. «История всемирной литературы» — опыт систематизации и синхронизации мирового литературного процесса. Литературная эпоха как система ценностей, жанров и стилей.

Стадиальность литературного процесса и проблема прогресса в искусстве. Прогрессивные и регрессивные линии в истории русской литературы XX века. Крайние проявления идеологии прогрессизма и пассеизма («золотой век» впереди и «золотой век» позади).

Особенности художественного сознания

Дорефлективное и современное понимание проблемы художественного сознания; его противопоставленность научному сознанию. Выявление внутренне закономерных художественных реакций. Типологические особенности «национальных» поэтик: макропоэтика в сопоставлении с европейской и восточной (индийской, китайской, персидской, арабской) поэтиками. Эволюция образного мышления: выделение в общекультурном контексте конкретного авторского сознания. Формы его выражения: нарушение нормативности «поэтик» конкретно-исторических эпох. Психологизм и антипсихологизм как эстетическая установка.

Подчиненность всех уровней художественной системы авторскому сознанию. Рациональное и иррациональное, закономерное и случайное в искусстве. Стиль и жанр как проблема художественного сознания, а не родовидовой типологии литературы.

В. Дильтей и его теория сознания («Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах»). Феномен творческого сознания как ведущая проблема современной науки о литературе. Основные типы сознания и условные способы его выражения в тексте.

Особенности мифологического и религиозного сознания. Восточная и западная традиции. Человеческая и творческая судьба художника как “единица измерения”, вбирающая в себя противоречия времени и участвующая в их разрешении. Проблема “равенства дара души и глагола” (М.Цветаева), т.е. соразмерности творческой личности вызову и испытаниям времени. Трагическое и эпическое сознание. Трагическое и лирическое сознание. Особенности художественного сознания ХХ века: повышенная идеологическая насыщенность литературы и взрыв игровых форм как ответ на давление извне и как актуализация познания самой природы искусства. Специфика игрового сознания. Мера пластики и условности, правдоподобия и фантастики, нормативности и творческой свободы.

Проблема вымысла и подражания реальности в эстетике. Условность как критерий различения литературных направлений. Контрастный характер смены течений в искусстве и «волновая концепция» направлений: от натурализма (наивного реализма) к неоромантизму (модернизму) и вновь к формам мимесиса. Течения в искусстве, крупные направления творчества. Проблема инвариантов в литературных направлениях.

Классицизм как эпохальный стиль жизни и художественное направление. Нормативность, рационализм поэтики классицизма. Европейский и русский классицизм.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...