Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Жанры как группы произведений, выделяемые по признакам содержательным (принципы трактовки характеров, виды пафоса) и формальным (прозаичность или стихотворность, объем текста, устойчивые сюжетно- композиционные и речевые приемы), а также по особенностям функционирования (бытование произведения в определенной социальной среде с ее укладом и ритуалами). Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность, или модус художественности. Конкретно-историческое и типологически повторяющееся в жанрообразовании. Надэпохальные жанровые традиции и системы жанров в национальной литературе определенного периода. Ю.Н.Тынянов об эволюции жанров. М.М.Бахтин о речевых и литературных жанрах; о «памяти жанра»; о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий; о полифоническом романе. Мениппея и полифонический роман в постструктуралистской трактовке (Ю.Кристева). Опыты систематизации жанров. Типология жанров у Гегеля. Г.Н. Поспелов о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах. Синтезирование жанров и нивелирование жанровых признаков в литературе XIX - XX веков (особенно в лирике). Отрицание жанра как искусствоведческого и литературоведческого понятия у Б.Кроче.
Специфика предмета и речи лирических произведений. Жанры. Видоизменение устойчивых жанровых форм в литературных направлениях и жанровая память. Синтезирование жанров и нивелирование жанровых признаков в литературе XIX - XX веков. Национальные модификации жанров: повесть и рассказ в России, новелла в Европе и т. п. Жанры продуктивные и мертвые.
Учение о романе как синтетическом жанре (М. Бахтин. В. Кожинов, В. Днепров). Формально-содержательное понимание жанров.
Классификация литературных форм по способам коммуникации и выраженности присутствия автора, персонажей и аудитории (Н. Фрай). Жанрология и теория информации, семиотический подход и традиционный.
Метажанровые образования: фантастика (утопия и антиутопия), циклы, романы и повести в рассказах, очерках, повестях и новеллах и т. п.
Вне- и межжанровые образования.
Литература
Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М. - 1996. – С.101-114.
Аверинцев С.С. Греческая “литература” и ближневосточная словесность // Вопр. лит. - 1971. - №8. – С.51-52.
Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.
Бахтин М.М. Эпос и роман //Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды// Белинский В.Г. ПСС: В 13 т. – М., 1954. – Т.5.
Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
Климова Т.Ю. Поэтика притчи// Современные проблемы изучения литературы в школе: Межвуз. сб. науч. тр. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1998. – С. 14 -28.
Климова Т.Ю. О соотношении понятий «притча» и «притчевость»// Анализ литературного произведения: Сб. науч. трудов. – Иркутск: ИГПУ, 1999. – С.30-44.
Курганов, Е. Анекдот как жанр. – Спб.: “Академический проект”, 1997.
Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (семантические этюды)// Ларин Б.А. Эстетика слова и язы писателя: Избр. статьи. – Л., 1974.
Лейдерман Н.Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо-американской литературе: Сб. научных трудов. Вып. 2. Свердловск, 1976.
Сильман Т. Заметки о лирике. – Л., 1997.
Хализев В.Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование. - М., 1986.
Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 575 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!